Гнилая история
История эта стала известна в недрах большого "серого дома" еще 12 февраля, а получила свое логическое продолжение на следующий день, после митинга, организованного руководством БЦБК.
Не ручаясь за точность деталей, излагаем ее версию, как она до нас дошла.
Как известно, премьер-министр России, в обход всякой логики, и в стремлении легкой кровью решить проблемы моногорода Байкальска, приказал губернатору Дмитрию Мезенцеву принять меры к запуску Байкальского ЦБК.
Зачем этот запуск нужен компании "Континенталь менеджмент" – это отдельная история, не менее гнилая и гораздо более позорная. О ней как-нибудь потом. Пока же о своем, об иркутском.
Как мы уже не раз отмечали, господин Мезенцев – далеко не дурак, и даже наоборот. И подставляться, даже по прихоти премьера, он вовсе не собирался. А отдать напрямую распоряжение о запуске комбината – это натуральная подстава. Поэтому, кстати, такого прямого письменного распоряжения за своей подписью не оставил и премьер.
Поэтому губернатор, исходя из банального здравого смысла, предложил Людмиле Берлиной рассмотреть этот вопрос на Законодательном собрании. Благо вообще-то, по большому счету, это компетенция именно депутатов – подобрать или породить законопроект, который позволил бы комбинату работать, изящно обогнув все запреты и двусмысленные моменты.
Людмила Берлина, как известно, тоже не дура. И подставляться тоже не собирается. А потому, здраво поразмыслив, она перенаправила поручение в соответствующий профильный комитет. Который занимается разными там экологиями и природопользованиями. Однако руководство этого комитета, как ни удивительно, тоже подставляться вовсе не пожелало. И начало думать.
К слову сказать, никто из перечисленных лиц на митинге в защиту БЦБК не выступал. Так как, живя в Иркутске, все действующие господа прекрасно понимают, что после публичного выступления за запуск БЦБК о какой-либо репутации в глазах иркутян можно позабыть навсегда. Между прочим, пресс-служба "Континенталь менеджмент" допустила серьезную ошибку, распространив сведения о том, что на сомнительном митинге выступали и Мезенцев, и Берлина. Надо полагать, этот серьезнейший "косяк" без внимания и оргвыводов не останется. Не все можно делать, даже за большие деньги.
Так вот, думал комитет, думал, и думать особо не торопился, потому что губернатор депутатам – никак не командир, а вообще другая ветвь власти. И думать над его пожеланиями можно долго. Но тут вдруг свалился, как снег на голову, митинг экологов против БЦБК. А такой митинг, который, как уже известно, собрал около трех тысяч человек – это еще не Калининград, но уже серьезная на него заявка. А потому прилетит за такое всем. Кто замазался, конечно.
Поэтому в профильном комитете решили прямо и незамысловато: а пусть нас сам народ попросит подыскать такую законодательную заковырку, которая позволит нам напрячься и соответствующий закон породить. Сказано – сделано: директору БЦБК был послан недвусмысленный месседж, тот, в силу собственного интеллекта, развил не совсем адекватную деятельность. Итог уже известен – в массовку к инженерному корпусу выходцев из Саянска и полубезработных матерей-одиночек по всем пивным города Байкальска были собраны такие "бывшие работники", что иркутская милиция напряглась, как электричество, и подготовила на всякий случай пару бронетранспортеров с пулеметами наголо.
Для приличия все заинтересованные лица постояли рядом с трибуной митинга. Но случился казус. Очередной директор БЦБК господин Прошкин, по слухам, неплохой хозяйственник – но, как часто бывает, никакой политик. И уж тем более никакой пиарщик. Что, впрочем, неудивительно – для пиара есть незаменимая госпожа Горлова. Но тут уж было не до пиара – время поджимало, и резолюцию митинга, исходя из невнятных команд Прошкина, на коленке нацарапала какая-то девочка из управления комбината.
И прокосячила. Депутатам-то надо было, чтобы народ их попросил соответствующий закон принять. А народ благодарил в своей резолюции за запущенный БЦБК. Что, вообще-то, выглядело до крайности глупо – на день митинга БЦБК уже вовсю работал без разрешения.
И попали иркутские депутаты в полнейший цугцванг. Куда ни кинь – всюду клин. БЦБК запущен, в нарушение всех законов и норм. Отходы сливаются напрямую в Байкал. Иркутск гудит. Международная общественность укоризненно смотрит и вот-вот начнет задавать президенту – не премьеру, а именно президенту – крайне недоуменные вопросы. В общем, говоря русским языком, история получилась на редкость гнилая.
Говорят, все заинтересованные в процессе лица уже два дня смотрят друг на друга с немым вопросом: что делать-то?
Рискнем дать несколько советов. От лица, так сказать, и по поручению.
Начать надо, конечно, с отмежевания от создавшейся гнилухи. То есть запросить у комбинатовских самоуправцев все разрешительные документы. Поелико таковых в природе не существует – попросить проверяющие организации, которые этими разрешениями занимаются, произвести честную проверку предприятия по всем ведомствам. Результаты проверки подскажут, что делать и с комбинатом, и с его топ-менеджментом.
Конечно, это все не решит проблем людей в городе. Поэтому стоило бы взяться за областной бизнес. Провести тендер среди крупных предприятий области на право расширения бизнеса в Байкальск. Условия: предприятия в кратчайшие сроки создают максимальное число рабочих мест для максимального спектра квалификаций, область выделяет им в городе недвижимость в льготную аренду и предоставляет налоговые каникулы. Ну, или хотя бы опять же льготы. И отобрать по результатам тендера не одну компанию, а три-четыре. Причем не только среди промышленных, но и среди сельскохозяйственных компаний.
Можно еще и ежегодную ярмарку устроить – сельскохозяйственных животных и районированных овощных и прочих культур, по ценам, значительно ниже рыночных. Козы, кролики, яки – молоко и мясо всего этого зверья очень недешевое. Грибницу, опять же, раз уж вокруг много древесных отходов, которые неизвестно куда девать.
А Константина Прошкина необходимо немедленно заменить. Ибо за краткий срок своего пребывания на посту директора он, своими неуклюжими действиями, довел ситуацию до критической. Заменить на своего, государственного, то есть федерального директора – раз уж теперь государство владеет наибольшим числом акций. То есть, само собой, так называемые миноритарии Дерипаска и Николай Макаров войдут в сговор, раз уж они компаньоны, и попытаются дать отвод, но надо проявить твердость. А то вон они уже и думать забыли о перепрофилировании, говорят только о запуске в течение трех лет все того же пресловутого замкнутого водооборота. А это есть очень плохо!