Ходорковский принял защиту на себя
На процессе по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева обвинение завершило представление доказательств. Ни один из 51 свидетеля не заявил, что обвиняемые похитили нефть у ЮКОСа. Право представления доказательств перешло к защите. Ходорковский обещает «доказывать свою правоту так обстоятельно, что сомнений не останется ни у кого».
Хамовнический суд Москвы объявил перерыв до 5 апреля в слушаниях по второму уголовному делу в отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева. Председательствующий Виктор Данилкин сделал это в понедельник по просьбе адвокатов Ходорковского и Лебедева, после того как прокурор Валерий Лахтин заявил, что «сторона обвинения завершила представление доказательств». Это было неожиданное заявление: заседанием ранее прокурор Гюльчехра Ибрагимова на вопрос судьи, будут ли у обвинения свидетели в понедельник, ответила «может быть, да».
В понедельник суд отказал защите сразу в нескольких ходатайствах, среди которых была просьба о приобщении материалов арбитражного дела о банкротстве ЮКОСа. В них говорится, что сплошная инвентаризация имущества ЮКОСа в ходе банкротства не выявила недостачи нефти, а недостача денег составила чуть больше 12 тыс рублей. Адвокаты считают, что эти материалы помогли бы защищаться Ходорковскому и Лебедеву, которые обвиняются в хищении всей нефти ЮКОСа с 1998 по 2003 годы и в легализации полученных от ее продажи средств. После того, как суд отказал в приобщении арбитражных материалов, Ходорковский заявил, что он вновь не понимает, в чем именно его обвиняют.
Лахтин допустил, что обвинение еще может вернуться к представлению доказательств: «Предусмотрено представление дополнительных доказательств, это неотъемлемое право и стороны защиты, и стороны обвинения».
Судебный процесс по второму уголовному делу в отношении Ходорковского и Лебедева начался более года назад — 3 марта 2009 года. Ходорковский и Лебедев обвиняются в хищении всей нефти, добытой ЮКОСом в 1998—2003 годах (ст. 160 ч. 4 УК — хищение в особо крупном размере), и в легализации средств, полученных от ее продажи (ст. 174.1 ч. 4 — легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления в особо крупном размере).
Обвинение начало представлять доказательства сразу после начала слушаний по существу. Полгода — до конца сентября — прокуроры оглашали избранные места из 188-томового дела, а 28 сентября в суд был вызван первый свидетель. Им стал Андрей Крайнов — бывший гендиректор АОЗТ «Волна», которого судили вместе с Ходорковским и Лебедевым в первый раз, но он получил условный срок за сотрудничество со следствием.
В общей сложности обвинение вызвало в суд 51 свидетеля, самыми важными из них стали бывший топ-менеджер ЮКОСа Алексей Голубович и бывший конкурсный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун. Голубович в первый день допроса дал понять, что считает дело ЮКОСа заказным, но потом «перепоказал» обратное, а затем и вовсе уехал к ребенку в Лондон, пообещав вернуться.
Ребгун, имевший дело с банкротящимся ЮКОСом, заявил, что свидетельств хищений в компании у него не было. В целом ни один из свидетелей не сообщил, что является свидетелем хищений нефти. А без этих доказательств не может быть предъявлено обвинение в отмывании средств, поясняли ранее адвокаты Ходорковского и Лебедева.
Защита сообщала, что хочет допросить в суде более 250 свидетелей, среди которых группа высокопоставленных чиновников, в том числе бывший премьер-министр Михаил Касьянов и нынешний премьер Владимир Путин. Суд до сих пор не удовлетворил ходатайство о приобщении к делу этого списка, который, по мнению адвокатов, должны были приобщить еще следователи.
Данилкин намерен принимать решения по каждому свидетелю в отдельности, пояснил он ранее. Ожидается, что представление доказательств стороной защиты начнется с выступления Ходорковского. Он неоднократно заявлял о намерении доказать свою и Лебедева невиновность «так обстоятельно, что сомнений не останется ни у кого». Лебедев еще в самом начале процесса сказал, что выступит в суде последним.