Рассмотрение исков против постановления Путина, разрешающего сброс отходов БЦБК в озеро Байкал
С момента выхода ужасающего постановления, которое снимает запрет на сброс отходов БЦБК в озеро Байкал, экологические и общественные организации, участники Байкальского движения подали иски и заявления с требованием признать постановление незаконным и отменить его.
22 апреля Верховный суд России приступил к рассмотрению иска представителей экологических организаций, требующих признать незаконным постановление правительства от 13 января 2010 года, которым был снят запрет на производство целлюлозы, бумаги и картона в Байкальской природной территории. Фактически речь идет о возобновлении работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, расположенного на берегу уникального водоема. Он уже начал начал работать в тестовом режиме.
В ходе судебного заседания представитель Союза экологических общественных организаций Андрей Маргулев, учитель информатики в одной из среднеобразовательных школ столицы, попытался убедить суд, что запуск ЦБК нанесет огромный вред как озеру, так и окружающей среде.
Маргулев напомнил, что запрет на производство целлюлозы, бумаги и картона был установлен еще в 2001 году постановлением правительства № 643, которое установило Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Однако, несмотря на это, Байкальский ЦБК работал вплоть до осени 2008 года. Тогда деятельность комбината все-таки была остановлена. «Постоянно велись разговоры о перепрофилировании комбината, но ничего не было сделано»,— отметил Маргулев. По словам заявителя, для возобновления деятельности ЦБК были внесены поправки в Перечень. Постановление правительства от 13 января 2010 года исключило из перечня абзац, в котором содержался соответствующий запрет.
«Байкальский ЦБК до 2008 года сбрасывал в озеро около 30–40 млн кубометров загрязненной воды,— рассказал второй представитель экологов Анатолий Сумбаев.— В ней содержалась большая концентрация вредных веществ — фенолов и хлоридов!»
Помимо этого, по словам заявителей, комбинат делал вредные выбросы в воздух, а также складировал вредные отходы на берегу озера.
«Мы считаем, что постановление правительства от 13 января 2010 года нарушает наши права на благоприятную окружающую среду и противоречит федеральному закону об охране озера Байкал,— продолжил Маргулев.— Мы просим признать недействующим это постановление в части снятия запрета на производство целлюлозы и бумаги».
Представители правительства Екатерина Раевская и Александр Гуськов возражали против удовлетворения требований экологов. По словам представителей ответчика, одного постановления недостаточно для возобновления деятельности Байкальского ЦБК.
«Необходимо еще получить разрешительные документы, установить нормы допустимых выбросов»,— рассказала суду Раевская, отметив, что за деятельностью комбината и охраной озера будут следить соответствующие органы, и деятельность комбината не приведет к ухудшению природный среды.
«Раньше был полный запрет деятельности, а теперь вы хотите ввести только ограничения на выбросы. В выбросах содержится еще много разных веществ, которые не предусмотрены нормативами!» — негодовал Сумбаев.
«Я не меньше вас за озеро переживаю,— попытался успокоить заявителя судья Владимир Зайцев.— Но здесь мы рассматриваем только соответствие постановления правительства федеральному законодательству, а не решаем вопрос о запуске ЦБК».
Однако судья отметил, что и у этой проблемы есть вторая сторона. После закрытия комбината без работы осталось более 1,5 тыс. человек.
С аналогичным иском об оспаривании постановления правительства в Верховный суд обратилось и российское отделения «Гринпис». В результате суд соединил в одно производство оба иска и отложил рассмотрение до 15 июня.
К тому времени ЦБК уже планируют запустить на полную мощность.