Сами виноваты?
Родственникам рабочих, погибших на БЦБК 17 августа, до сих пор не выплатили материальную компенсацию.
17 августа утром в варочном цехе БЦБК были обнаружены тела 52-летнего Виктора Алибекова и 40-летнего Виктора Вострицова. По данным экспертизы, смерть рабочих, находившихся в замкнутом пространстве (варочном котле) с присутствием паров химических веществ (щелочи, кислоты), наступила от острой гипоксии. «Пятница» уже писала об этом полтора месяца назад. Специальная комиссия, созданная Ростехнадзором для расследования несчастного случая, выяснила, что причиной гибели людей является неудовлетворительная организация труда на комбинате. Следователи Следственного управления СКП РФ по Иркутской области, завершив доследственную проверку по факту гибели двух рабочих на БЦБК, установили, что вины руководства комбината в ЧП нет.
— Мы уже не знаем, кому верить, — рассказала «Пятнице» старшая дочь Виктора Алибекова Юлия. — Получается, мой отец сам виноват в том, что произошло? А как же руководство комбината, бригадир варочного цеха? Будут ли наказаны люди, допустившие смерть рабочих? Стало известно, что папа работал на опасном участке без специальной экипировки и респиратора.
По заключению патологоанатома, Виктор Алибеков погиб от асфиксии, а не отравился парами ядовитых веществ.
— Это неправда, — говорит дочь погибшего. — Зачем это было сделано, непонятно. Комиссия Ростехнадзора признала виновными технолога, прораба варочного цеха и директора БЦБК (его сняли с занимаемой должности), а также нескольких его помощников. Все результаты экспертизы у меня на руках. В котле, в котором погибли папа и его напарник, было 7 заглушек — ни одна из них не работала, не было необходимой вентиляции. Моего отца под угрозой увольнения заставили установить внутри котла деревянные настилы для ремонта. По собственной воле он туда никогда бы не полез.
Комиссия Ростехнадзора отправила документы проверки БЦБК в прокуратуру, утверждает Юлия Алибекова. Но уголовное дело против директора и его подчиненных следователи возбуждать не стали. Никаких проверок со стороны прокуратуры на комбинате не было. Родственникам погибших даже не прислали официального отказа в возбуждении уголовного дела, не ознакомили с ним, хотя ими сразу же после ЧП было написано заявление в прокуратуру.
— До сих пор со стороны комбината не было ни моральных, ни материальных компенсаций, — говорит Юлия. — Нынешнее руководство не хочет выходить с нами на связь. Бросают телефонную трубку и спрашивают: «А вы кто такие?» В ближайшее время я планирую написать письмо президенту Медведеву.
Председатель Иркутского областного объединения профсоюзов Александр Оболкин уже заявил о намерении поднять вопрос о выплате компенсаций семьям погибших рабочих Байкальского ЦБК с новым генеральным директором предприятия Владимиром Филипповым. Профсоюз также направил письмо прокурору Иркутской области Игорю Мельникову с просьбой инициировать внеплановую комплексную проверку состояния охраны труда, техники безопасности и промышленной безопасности на БЦБК.
— Отставка генерального директора комбината Константина Прошкина — одна из наших заслуг, поскольку он проводил антипрофсоюзную политику, — рассказал Александр Оболкин. — Мы надеемся, что новый директор БЦБК организует спецпитание работникам вредных производств, будет проводить мероприятия по охране труда, а семьям погибших рабочих выплатит компенсации.