Бориса Гребенщикова осудила инквизиция РПЦ
Церковный «общественный суд» обвинил его в оккультизме, экуменизме и отпадении от православия.
В Туле местный «миссионерский центр» Русской православной церкви устроил общественный суд над музыкантом Борисом Гребенщиковым. Сотрудники Центра, заслушав «доказательства» ереси лидера группы «Аквариум», пришли к выводу, что музыканта не стоит считать православным христианином.
На слушаниях по «религиозно-философскому и творческо-музыкальному делу Гребенщикова Б.Б.» в качестве присяжных могли выступить все желающие. К «делу» прилагались многочисленные интервью музыканта, фото- и видеозаписи. Сотрудники миссионерского центра выступили экспертами по вопросам отношений Бориса Гребенщикова и христианства.
Заслушав имеющиеся свидетельства, «жюри» «присяжных»-миссионеров пришло к следующим выводам:
1. Является ли Гребенщиков Б.Б. православным человеком? — Нет.
2. Является ли Гребенщиков Б.Б. по своим религиозно-философским взглядам экуменистом и последователем движения «Нью Эйдж»? — Да.
3. Является (или являлся) ли Гребенщиков практикующим оккультистом? — Да.
4. Является ли Гребенщиков Б.Б. последователем учений тоталитарных сект и культов? — Нет.
5. Является ли творчество Гребенщикова Б.Б. после середины 90-ых годов прогрессом с точки зрения искусства? — Да.
Сами сотрудники Миссионерского отдела определили цель мероприятия, как «попытку научения околоцерковных людей умению самостоятельно оценивать жизненную философию и религиозные взгляды того или иного художника, которые он транслирует в своем творчестве». То есть, пояснили пастве, как правильно воспринимать Бориса Гребенщикова.
В церковных кругах этот приговор вызвал некоторую дискуссию. За музыканта заступился известный православный миссионер, настоятель московского храма во имя Сошествия Святого Духа, духовный наставник рокеров, игумен Сергий (Рыбко). Он выступил с открытым письмом к коллегам.
«С недоумением прочитал о «миссионерском мероприятии» Тульской епархии и о результатах тамошнего «суда» (обсуждения) творчества Бориса Гребенщикова и его воззрений», — пишет священник.
«Недоумение вызывает, прежде всего, вопрос — зачем и кому это надо? Впрочем, вы говорите, что пытаетесь научить молодежь самим разбираться, «отличать добро от зла в творчестве и жизни известных поэтов и музыкантов.
Не могу говорить о ваших уже прошедших мероприятиях, остановлюсь на последнем, посвященном Борису Гребенщикову, где он был назван после «голосования» (!): «экуменистом», «оккультистом» и «неправославным».
У него есть вещи более православные, чем некоторые произведения А.С.Пушкина — например, «Серебро Господа моего» и др. Они прозвучали на всю Россию в такое время, когда вера православная преследовалась властью, что заставило задуматься о смысле жизни и вере миллионы русских юношей и девушек. Если из этих миллионов хотя бы сотни, хотя бы десятки в конечном итоге пришли в Православную Церковь – какой это уже великий плод! А пришли ведь тысячи!», — считает священник.
Совершенно противоположного мнения придерживается другой представитель РПЦ, профессор, заведующий кафедрой сектоведения ПСТГУ Александр Дворкин. Он тоже выступил с открытым письмом — в адрес отца Сергия.
«Вы пишете, что благодаря произведениям тысячи молодых людей пришли к вере и Церкви и Вы знаете некоторых из этих тысяч. Позвольте, Ваше Высокопреподобие, рассказать Вам о других: о десятках, если не сотнях тысяч нынешних поклонников Бориса Гребенщикова, которые благодаря его творчеству и воззрениям отпали от Церкви (или так и не пришли в неё), увлекшись пропагандируемым им буддизмом или вовсе тоталитарными сектами. Я лично знаю десятки таких людей (а опосредованно – сотни)», — пишет Александр Дворкин.
Кроме того, он проводит параллели между этим процессом и отлучением писателя Льва Толстого.
«Когда наша Церковь опубликовала документ с горькой констатацией факта отпадения графа Льва Толстого от Церкви, многие реагировали буквально теми же словами, что и Вы.
Предупредить — четко и ясно, без экивоков, умолчаний и иносказаний – Бориса Гребенщикова о несовместимости его позиции и его жизни с Православием, с Церковью, с Христом — нравственный долг любого пастыря и христианина», — считает священник.
В интервью «Свободной прессе» главный российский борец с сектами пояснил, почему считает приговор миссионеров частично правильным — по его мнению, симпатии к другим религиозным течениям несовместимы с православием. Приговор — это не анафема, а полезное для самого осуждённого предупреждение.
«СП»: — Насколько ясно из текста письма, вы по большей части поддерживаете выводы миссионеров?
— Отчасти я поддерживаю позицию «общественного суда» — в том, что Гребенщиков не православный, что у него каша в голове. Он должен как-то определиться, потому что нельзя одновременно быть православным и буддистом, и поддерживать тоталитарную секту Саи-Бабы, называть его богом, и принимать посвящение от лидера другой тоталитарной секты Шри Чинмоя. Это вводит в соблазн очень многих людей.
«СП»: — Поэтому церковь обязана реагировать на такие вещи?
— Церковь никому ничем не обязана. Отец Сергий Рыбко высказал критику на действия тульских миссионеров, она была несправедлива и не по существу. Я скорее отвечал ему.
«СП»: — Любой творческий человек испытывает какие-то искания, метания, собственно, отец Рыбко об этом пишет. Не закрывают ли ему такие действия миссионеров, условно говоря, обратной дороги?
— Любой человек, не обязательно творческий, имеет право на метания и искания, но при этом он должен понимать, что несёт ответственность за те слова, которые он высказывает и за поступки, которые он совершает. Любой христианин знает, что есть слова и поступки, которые выводят человека за границы Церкви.
В ранней Церкви римские власти говорили христианам: «Вы, пожалуйста, верьте в своего Бога, мешать не будем. Только приносите жертву, хотя бы самую крошечную, перед статуями императоров». Христиане отказывались, и за это их казнили, потому что у христиан не может быть других богов, кроме Христа. А Гребенщиков признает и пропагандирует многих богов.
Если то, что говорил отец Сергий Рыбко, что у Бориса Гребенщикова есть духовник, который его причащает, правда, то это грубое нарушение канонов, и это вводит людей в заблуждение. Тысячи, десятки тысяч его поклонников будут считать — раз Гребенщикову можно, так и всем можно. А я знаю многих людей, которые попали в секты благодаря той их вольной или невольной пропаганде, которую вёл Гребенщиков.
Любой человек свободен в выборе, но надо понимать, что выбор других богов выводит человека из Церкви и отлучает от Христа, до тех пор, пока ты он не покается. Есть специальный чин присоединения, когда человек отрекается от своих прежних заблуждений и говорит, что ни в кого, кроме Христа, больше не верует.
Это церковные правила, они одинаковы для всех, в этом вопросе не может быть двойного стандарта, что простой человек обязан их строго соблюдать, а если человек творческий, известный, богатый, или ещё какой-нибудь особенный — то для него закон не писан.
Я думаю, в конечном итоге мнение, высказанное тульскими миссионерами, может быть полезным и самому Гребенщикову, потому что если он до конца жизни останется в таком заблуждении, то в результате, с точки зрения христианской веры, его судьба окажется незавидна. Если ему с самого начала сказать — раз ты веришь так, имей в виду, что ты вне церкви, вне Христа — это заставит его задуматься, и, может быть, переменить своё мнение.
Если же все будут льстиво и подобострастно говорить, что его положение нормально, что такой выдающийся человек как он имеет право на особе место в церковном пьедестале славы и проч., тогда он так и останется в своих заблуждениях. И ответственность за это будет лежать на тех людях, которые в свое время, польстившись на возможность общения со «звездой», не сказали ему правды. Задача же священников — вести человека ко Христу, невзирая на лица.
С самим Борисом Гребенщиковым оперативно связаться не удалось. Его помощники говорят, что музыкант в курсе вынесенного приговора, но не считает, что на него следует каким-то образом реагировать.
Подобных «процессов» в России не было со времён отлучения Льва Толстого — впрочем, в те времена Священный Синод обладал куда большей властью, фактически являясь министерством при царском правительстве. Поэтому тогда постановление священников можно было воспринимать всерьёз — сейчас же церковь от государства отделена, по букве закона являясь одной из равноправных религиозных организаций.
Фактически, осуждение Бориса Гребенщикова мало чем отличается от усилий протестантов запретить в России показ мультсериалов «Симпсоны», «Южный Парк», а также в целом вещания канала «2х2».
Но это верно не во всех регионах. Скажем, в Белгородской области, где на уровне правительства принят «План по обеспечению духовной безопасности» «Аквариуму» вполне могут отказать в проведении концертов. Напомним, власти этого региона пытались закрыть «за сатанизм» местный рок-клуб, и по факту запретили отмечать «чуждые нашей культуре» Хэллоуин и день святого Валентина.