Чем паразитов больше, тем лучше
В словарном запасе культурного человека слов-паразитов должно быть великое разнообразие.
Наш народ всегда умел посмеяться над речевыми изысками власть имущих и новых русских. Чего стоят одни выражения Виктора Степановича Черномырдина, вошедшие в золотой запас выражений "как не нужно говорить". Или анекдоты про нуворишей, которые, заблудившись в лесу, вопрошают: "Ну, типа, ау?" Неправильная речь всегда осмеивалась нацией, чутко улавливающей разницу между "правильно" и "неправильно" где-то на интуитивном уровне. Интуитивном потому, что мы до сих пор остаемся самой читающей страной в мире. Несмотря на то что сегодня книжные магазины полны детективов, а интерес к классике может пробудить разве что хорошо снятый отечественный сериал, неправильная речь режет ухо большинства обывателей. Именно поэтому обилие в речи выражений "типа того", "как бы", "на самом деле" (список можно продолжить) так нас раздражают. Происхождением этого явления заинтересовался корреспондент "Пятницы".
В речи любого человека есть слова-паразиты. Плохо это или хорошо? Нужно ли от них избавляться, когда это становится необходимостью? За ответами на эти вопросы мы обратились к эксперту.
О том, какими бывают слова-паразиты, для чего они нужны и кто их употребляет, нам рассказала Людмила Рябова. Людмила Генриховна – филолог-профессионал, несколько лет руководила службой русского языка при Иркутском госуниверситете, а сейчас преподает в Российской академии права.
– Выражение "слова-паразиты" не является научным термином, но объясняет суть этого явления, – рассказывает Людмила Генриховна. – Паразит – это что-то ненужное, живущее за счет кого-то или чего-то. Само слово "паразит" несет негативную оценку. Чтобы уйти от этой оценочности, обратимся к научному термину "плеоназмы" – избыточные, лишние слова. Почему появляются лишние слова?
В первую очередь, лишние слова присутствуют в устной речи, в бытовом общении и являются его неотъемлемой частью. Когда мы разговариваем без подготовки, без конспекта, точные слова сразу подобрать трудно, а в быту этого и не нужно. Поэтому мы пользуемся пустыми словами, которые заполняют паузы в речи. В быту они не мешают, если не назойливы. В любом языке это считается признаком живой национальной речи.
- Использовать слова-паразиты не считается дурным тоном, – говорит Людмила Генриховна. – Другое дело, что богатая речь должна включать в себя разнообразные "пустые" слова. Где-то можно сказать "вот", где-то "ну", где-то "так сказать" и так далее.
К другой группе Людмила Генриховна относит настоящие слова-паразиты, то есть те, которые действительно мешают. Они появляются, когда говорящий имеет бедный лексикон или малый опыт публичных выступлений или не готов к выступлению. В процессе речи возникает много пауз, человек долго подбирает нужные слова, и тут паразиты начинают тянуться.
– Если при этом речевой запас говорящего бедный, то они однообразны. В этом случае они режут ухо, – считает Людмила Рябова.
В отдельную категорию наш эксперт выделил слова-паразиты, привезенные из Москвы. Столица подарила нам модные нынче "как бы" и "типа". Сами по себе эти слова неплохие, потому что имеют свой смысл. Но когда они становятся высокочастотными, то этот смысл теряется.
– Пожалуй, есть такое понятие, как мода в языке. Она выражается, например, в том, как модно поставить ударение в том или ином слове. Если на русском западе авторитетнее Москвы источников нет, то мы берем пример с них. Я заметила такую вещь – слово обладает заразительностью. В общении с людьми мы начинаем отвечать им словами, которые они употребляют. Поэтому закономерно, что некоторые выражения мы заимствуем у журналистов центральных каналов, еще каких-то авторитетных источников. Подхватывать – это мода, а вот как она рождается – это загадка.
Но есть и другая крайность – рафинированная, книжная, слишком правильная речь. Этим страдают интеллигенты в первом поколении. Как правило, родители этих людей малограмотные. Сами же они заканчивают университеты и впоследствии становятся, например, преподавателями или занимают какую-то должность, возможно, руководящий пост.
– У таких людей возникает ощущение сверхзначимости, сверхценности письменного языка. Они интуитивно стремятся говорить как по писаному, не допускают употребления пустых слов, наоборот, строят предложения с причастными и деепричастными оборотами, в книжной манере речи. То есть боятся говорить естественно, – продолжает Людмила Генриховна.
Обнаружить слова-паразиты в собственной речи очень сложно, ведь тем они и коварны, что для самого человека незаметны. Первым сигналом могут стать затруднения при формулировках. Если формулировать трудно, значит, и слов-паразитов наверняка много. Как избавиться от этого?
– Я считаю, что когда человек начинает задумываться над чем-то, то проблема уже решается. То есть достаточно озаботиться этим. А способ расширения словарного запаса только один – чтение художественной литературы. При этом не важно, детективы это, фантастика или поэзия. Правда, детям все-таки рекомендую побольше читать высокохудожественную литературу.
Кто и почему начинает употреблять слова-паразиты, и советы по исправлению ситуации
Дети дошкольного возраста
Когда ребенок очень эмоционально пересказывает фильм или случай и в его речи появляются слова "короче", "это самое", "такой", "такая", его нужно остановить. Аккуратно сделать замечание, попросить его говорить помедленнее. В этом возрасте у ребенка еще нет официальных ситуаций общения, поэтому проблему легко исправить, только делать это нужно аккуратно, чтобы не обидеть.
Дети школьного возраста
Самый опасный момент. Впервые в жизни ребенка возникает официальная речь, в которой нужно быть точным. Лет в десять начинается утрата живости слова. Как это происходит? Ребенок становится самостоятельным и в это время перестает заботиться о словах. Он летит через параграфы учебников, в целом смысл текстов ему понятен, но отдельные слова остаются непонятыми.
Изучая материал учебника, ребенок должен разобраться во всех терминах. Самый лучший девиз: "Не проходи мимо незнакомого слова".
Подростковый возраст
В этот период дети стесняются себя, своей речи. Они общаются на уровне быта, обходятся жаргонными словами. Если не читана художественная литература, не пополнялся запас слов, то официальной речи нет. Формулировки даются трудно, пересказать текст им крайне сложно. Помочь может только чтение художественной литературы.
Студенчество
Читать приходится, но если в программе нет художественной литературы, то про нее забывают. У всех, кроме филологов, развивается только профессиональная речь. В итоге выпускник вуза знает термины, разбирается в деле, но прочитать популярную лекцию уже не сможет. В официальной речи присутствуют однотипные слова-паразиты. Это следствие упущенных школьных и студенческих лет. Совет тот же – чтение художественной литературы.
Взрослая жизнь
В активном становлении речь находится до 25 лет. Если за это время проблема не решена, все речевые грехи переходят во взрослую жизнь. Ломать это гораздо труднее. Человек не воспринимает критики. Рядом со словами-паразитами живут и другие ошибки. Например, употребление слова не в том значении, искажение слов.