День Победы: и никаких ракет
Может быть, пора очистить великий праздник от псевдоимперского наследия?
Не секрет, что в России всего два по-настоящему народных праздника: Новый Год и День Победы. Их отмечают если не все, то очень многие. И отмечают не как бредовый «День изгнания поляков из Москвы», когда максимум до чего может додуматься народ - это бутылка водки, а с полным осознанием того, «зачем» и «что» празднуется.
День Победы - действительно прекрасный праздник. Весенний. Добрый. Печальный. 9 мая – один из тех немногих дней, когда российский народ ощущает себя именно народом, а не разрозненной массой людей, ничем, по сути, кроме языка, не связанной. Жители России сплачиваются, становятся ближе друг другу. Старики хотя бы один день в году видят, что их не забыли, что их ценят и помнят, а молодежь, в свою очередь, начинает осознавать, что история страны, в которой они живут, много длиннее и масштабнее, чем может показаться при просмотре зомбоящика.
Собственно, все нынешнее более-менее взрослое поколение выросло на Дне Победы. Заваленный венками Вечный огонь, выбитые в камне имена погибших, строчка «это праздник со слезами на глазах» из песни Лещенко, вечерние салюты, и, конечно же, парады на центральных площадях городов.
Лично мне всегда нравились парады – военные в парадной форме красиво маршируют, играет музыка, едет техника времен войны, шарики, цветы, мальчишки, бегущие собирать гильзы после торжественного залпа. Одним словом, праздник. Все изменилось, когда в 2005 году на 60-летие Победы на Сквере имени Кирова города Иркутска появилась современная техника: артиллерийские системы, миномёты, установки залпового огня «Град» и «Ураган» и, наконец, ракетный ядерный комплекс «Тополь-М». Честно скажу, зрелище не из приятных. Мало радости смотреть на огромную ракету, медленно плывущую вдоль Серого Дома, понимая, что одной такой штуковиной можно запросто уничтожить целый город.
Все в том же 2005-ом году на Красную площадь были вытащены чуть ли не все образцы военной техники российской армии. Танки, БТРы, орудия разного калибра, все те же «Тополи». Рядом с техникой шли солдаты срочной и контрактной службы, десант, спецназ, а над Кремлем проносились истребители и бомбардировщики. Тоже самое произошло в Москве и в 2010 году, но с еще большей помпой и размахом.
Парад на Красной и прочих площадях я раньше всегда воспринимал как дань памяти героям Отечественной войны и способ выразить свою признательность выжившим ветеранам. К этому можно также отнести возложение цветов к Вечному огню, салют и всё прочее. Но корежащие асфальт гусеницы тяжелых танков и мрачные тени от бомбардировщиков это, знаете ли, совсем из другой оперы. И название сего музыкального жанра - «Холодная война». Согласитесь, одно дело видеть 9 мая знаменитые Т-34, знамена минувших лет, колонны солдат, одетых в форму 40-х, и совсем другое - блестящие бока межконтинентальной ракеты.
Перед кем оружием потрясаем? А главное – зачем?
Можно понять военизированные Парады Победы времен Брежнева. Тогда существовал идеологически обозначенный враг – империалистический Запад, и его, запада, конкретное лицо – Соединенные Штаты. В 60-70-ых СССР было перед кем демонстрировать свою мощь, да и демонстрировать было что. Как ни крути, а Советская армия ещё времен Афгана являлась не последней в мире.
Что мы имеем сегодня? Развалившаяся армия, держащаяся исключительно на советской технике и советских же технологиях. Пресловутый «Тополь М» - разработка ещё советских инженеров, впрочем, как и почти вся действующая в российской армии техника. С новинками туговато – вспомним пресловутую «Булаву» и прочий хай-тек вроде истребителя пятого поколения.
Нечем Российской Федерации хвастать. Однако, может быть, у нашей страны есть противник, которого следует запугивать майской демонстрацией мускулов? Нет оного противника. Для США мы не представляем угрозы – силенки у РФ уже не те, да плевать Америка на нас хотела, по большому-то счету. Европа? Тоже нет. НАТО – это все те же США. Может быть Китай? Только немного толку от наших танков и самолетов, учитывая, что КНР может выставить многомиллионную армию с почти неисчерпаемыми мобилизационными резервами. Что остается? Грузия? Прибалтика? Даже не смешно.
РФ не обладает достаточно мощной и современной армией, чтобы угрожать сильным мира сего. Воевать нам не с кем и нечем. В таком случае, зачем этот милитаристский цирк на площадях в День Победы? Рационального ответа на этот вопрос, судя по всему, не существует, зато есть нерациональный.
Ребята в Кремле, очевидно, никак не могут отделаться от комплекса империи. Не дают им покоя лавры Союза, ох, не дают. Вот и пытаются доказать, и не кому-то, а прежде всего себе, мол мы еще всем покажем, мы еще о-го-го! И тащат на площади все, что едет и летает. Они напоминают старую деву, которая напяливает на себя свадебное платье двадцатилетней давности, красит губы красной помадой, пудрит нос, но при этом остается все той же старой девой. Куда деваться – возраст и трудовое прошлое дают о себе знать.
Вместо того, чтобы похоронить, наконец, свои непомерные амбиции, вместо того, чтобы избавиться от комплексов и вспоминать о Великой войне не с танками и ядерными ракетами, а с тихой грустью и гордостью за прадедов, наша власть в честь очередной годовщины грозит устроить небывалый по своим масштабам парад современного российского вооружения. И опять будет искореженный асфальт, и расчехленные дула танков в центре столицы.
К слову, в США и Европе День Победы, как известно, отмечают не 9, а 8 мая. И отмечают куда менее помпезно, но куда более человечно. Там этот праздник называют V-E Day или Victory in Europe Day (День Европы). Никакого пафоса – все очень тихо, по-домашнему. Кладут цветы на могилы погибших, проходят шествия ветеранов, произносятся памятные речи. Там не услышишь слюнявых «патриотических» криков про «вставание с колен» и не увидишь омерзительных сцен почти языческого преклонения перед оружием массового уничтожения.
Так что лучше – «со слезами на глазах» или со слюнями на губах?