Шахматная партия Ходорковского: мнение из США
На мой взгляд, проблема, которую поставил перед властью и страной Михаил Ходорковский, объективна и, следовательно, должна анализироваться без эмоций и неуместного в большой экономике и большой политике морализирования.
Смысл шахматной партии, выстроенной Ходорковским, прозрачен донельзя: из российского миллиардера, состояние которого на 99% заключено в скважинах и инфраструктуре «нефтянки», он задумал превратиться в миллиардера настоящего, владеющего ликвидными миллиардами на Западе.
Стремление понятное и не подлежащее обсуждению или осуждению. Метод тоже ясен: Ходорковский пытается продать американскому нефтяному консорциуму 40% «ЮКОСа» за $25 млрд. Еще 13,6% акций торгуются на открытых площадках. В итоге контрольный пакет «ЮКОСа» оказывается у американского консорциума, покупающего 40% акций, т. к. можно быть уверенным: недостающие 10% плюс одна акция уже давно им скуплены.
Кто и сколько получит от «сделки века»?
Что имеет со сделки Ходорковский - понятно. Он решает свою проблему: «обналичивает» безналичный капитал, существующий в виде инфраструктуры, и получает взамен живые доллары вне России.
Более интересно, что получит Россия, если сделка осуществится? Думаю, Ходорковский - человек не жадный и налоги со сделки заплатит. Россия получит в итоге миллиардов 8 долларов. Остальные деньги в Россию не попадут. Т. е. Ходорковский получает деньги, а «ЮКОС» - нового собственника. И те, кто утверждает, что власть якобы «отшивает» в деле «ЮКОСа» выгодных инвесторов, путают инвестиции со сменой собственника. Но это лишь внешняя канва сделки.
На самом деле Ходорковский продает вовсе не «ЮКОС». В этом нетрудно убедиться: «ЮКОС» - это почти треть нефтяной отрасли России. Доходы только от экспорта нефти при цене $23,5 за баррель составляют 13 - 14% бюджета. Но есть еще доходы от внутреннего налогообложения. Итого, с учетом «смежников», т. е. производств, косвенно работающих на нее, нефтяная отрасль приносит до 30 - 40% бюджета страны. Значит, доля «ЮКОСа» - 10 - 15% бюджета. Для сравнения: затраты на оборону составляют 13,5%, а какой-нибудь науки на этом фоне и вообще не видно. Практически это означает, что власть в России переходит к новому владельцу «ЮКОСа», ибо власть над 5 - 10% бюджета страны - это полная власть над страной. И в руках у владельцев «ЮКОСа» окажется мощнейший рычаг для создания крупномасштабных политических кризисов в любой желаемый момент, рычаг беспрецедентного давления на Кремль. И противопоставить этому давлению власти будет нечего. Даже национализировать эту собственность будет невозможно, т. к. - и это правильно - собственность священна, и США получат полное моральное и юридическое право собственность своих граждан защищать любыми способами, вплоть до военных. Отступные же обойдутся России куда как больше, чем в 25 млрд., что и само по себе немало.
Олигарх симпатичнее Генпрокурора, но...
Судя по всему, Ходорковский готовился к этой шахматной партии долго и серьезно. Переход на западный стандарт бухучета, безусловно, яркий и точный ход. И его можно было бы лишь приветствовать. Однако в данном случае этот ход был, очевидно, вынужденным и имел иную цель: ни одна западная компания и разговаривать бы с Ходорковским не стала без перехода на понятную ей систему, позволяющую оценить что почем.
В рамках этого сценария становится понятным, зачем Ходорковский осуществил голубую мечту Березовского - скупил полностью или частично все оппозиционные партии - «Яблоко», КПРФ и СПС. Он грамотно распределил роли: сам как «демократ» спонсировал «Яблоко» и СПС, а заботу о КПРФ предоставил - в порядке «свободы политических взглядов» - своему вице. Да и все остальное рассчитано тонко.
Не менее сильный ход - назначить руководить штабом по «кризисному управлению» гражданина США, которого без международного скандала и не зацепишь.
Не могу сказать, что сегодняшняя российская власть выглядит симпатично. Мне лично интеллект, манера поведения, интеллигентная внешность Ходорковского куда как симпатичнее, чем бульдожья челюсть Устинова. Но в оценке ситуации такого рода симпатии и антипатии неуместны. И все, что написано выше, не есть осуждение Ходорковского. Бизнес есть бизнес.
Объективно же в этой партии российская власть поставлена перед труднейшим выбором: соглашаться на сделку и тем самым фактически продать суверенитет России за $8 - 10 млрд. или любыми средствами ее остановить? При такой постановке вопроса кажется очевидным второе.
С другой стороны, столь же ясно, что любые действия против Ходорковского неизбежно повлекут серьезные экономические и политические последствия и могут надолго задержать экономические преобразования. Нельзя сбрасывать со счетов и имиджевые потери власти: инвесторам и тем более российскому обывателю, который и без того склонен приписывать власти любые негативные качества, разобраться в существе вопроса будет непросто. Даже принять закон, ограничивающий участие иностранного капитала в системообразующих отраслях - и на это, в силу предвыборной ситуации, времени нет.
По сути, Ходорковский и те, кто стоит за ним, оставляют российской власти только один способ предотвратить сделку: национализировать «ЮКОС». Что повлечет за собой хаос. Такой вот выбор у власти: либо сохранение суверенитета России ценой хаоса и потери темпа, либо политический покой сейчас и потеря суверенитета навсегда. В принципе это нормальная политическая ситуация, когда есть выбор между плохим и очень плохим. За то политикам и платят.
Снова о среднем классе
Но важно понять, почему стало возможным, что один человек, пусть и очень богатый и умный, мог решить, что может поставить на колени такую страну, как Россия? Вероятно, причина в том, что в России так и не сложился средний класс. О его стабилизирующей роли писали многие. Но мотивировка этому была и остается сугубо идеалистической: средний класс-де нужен, т. к. он, «заботясь о своей собственности, не позволит вернуть страну в прошлое». Между тем главное - средний класс обеспечивает стабильность бюджета страны. В США нет ни одной компании, которая могла бы похвастаться, что обеспечивает 10% бюджета. Именно поэтому США - стабильная страна. Если же значительная часть бюджета формируется из немногих источников, то их владельцы могут делать со страной всe, что заблагорассудится. Такова Россия. И «ЮКОС» - один из таких источников.
Но проблема имеет и более широкий контекст. Нет сомнений, переход «ЮКОСа», т. е. трети производства российской нефти под контроль американских компаний, ставит под удар интересы Европы, прежде всего Франции и Германии не в меньшей степени, чем война в Ираке, т. к. подрывает их надежду на доступ к независимой от США нефти. Неудивительно, что Германия и Франция сдержаны в оценках происходящего.
Пока партия, похоже, развивается по сценарию Ходорковского. Его арест и обвинение - вещи столь легко прогнозируемые, что вряд ли застали олигарха врасплох. Нет сомнений, что арест входил в его планы и, можно не сомневаться, в ближайшее время мы будем свидетелями ответных ходов. Один из них уже сделан: управление «ЮКОСом» перешло к гражданину США. Гроссмейстер играетѕ
Очевидно, что сегодня нужны ответные нетривиальные ходы, которые позволят купировать ситуацию с «ЮКСом» и предотвратить возникновение подобных ситуаций в будущем, не ограничив при этом активность бизнеса. Это вопрос государственной важности и в конечном итоге независимости России.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Сергей Лопатников - заведующий лабораторией методов математического моделирования, в прошлом ведущий научный сотрудник МГУ. Сегодня преподает в университете Делавэра (США).