РепринтЪ: "Лена"
100 лет назад, весной 1912 года, член Государственной Думы М.Захаров писал в газете "Правда":
"Давно ли это было?
Еще у всѣхъ въ памяти ужасная рыковская катастрофа съ сотнями человѣческихъ жертвъ.
Еще не остыли трупы рабочихъ, погибшихъ на рудникѣ "Итальянка".
А ужъ снова труяы, - горы труповъ, стоны раненыхъ и море человѣческой крови, - рабочей крови!..
Тамъ, на далекой окраинѣ, въ глухой сибирской тайгѣ разыгралась кровавая драма. Сотни рабочихъ жизней принесены въ жертву ненасытному капиталу, - биржевымъ спекулянтамъ.
Сотни женъ и дѣтей оставлены безъ своихъ кормильцевъ, безъ крова и пріюта на произволъ судьбы.
гг. Гинзбурги, Тимирязевы и ихъ "благородные" англійскіе друзьялорды набивая свои карманы золотомъ, обильно политымъ кровью русскихъ рабочихъ, забываютъ объ одномъ, - исполнять законы, созданные самими-же гг. Тимирязевыми. Для нихъ законъ не писанъ, они и здѣсь, въ центрѣ Россіи, что хотятъ, то и творятъ, а тамъ, въ глухой сибирской тайгѣ, имъ и Богъ велѣлъ. И что удивляться, если г. Бѣлозеровъ продавалъ въ лавкахъ Ленскаго т-ва неудобоназываемыя части конскаго мяса; вѣдь онъ на Ленѣ "царь и Богъ", "кумъ королю, сватъ губернатору", его слово - законъ. А если рабочій не подчиняется и не кушаетъ сіи прелести, то мировой, онъже и слѣдователь, выселяетъ рабочихъ съ пріисковъ, или, точнѣе говоря, присуждаетъ къ смертной казни, ибо, куда пойдетъ рабочій, выселенный изъ хозяйскихъ жилищъ, когда другихъ помѣщеній кромѣ пріисковыхъ тамъ нѣтъ, а кругомъ на тысячу верстъ тайга. Товарищество завело черные списки, уничтожило больницу и всю медицинскую помощь, свело на нѣтъ. Черный непросѣянный хлѣбъ продавали по 5к. за фунтъ, соль продавалась 6к. за фунтъ.
Жилищныя помѣщенія не освѣщались, грубое нечеловѣческое обращеніе, доходящее до битья нагайками! Вмѣсто денегъ, - талоны, безпощадные штрафы, неимовѣрная длина рабочаго дня и т.д.
Таково было положеніе рабочихъ на Ленскихъ прiискахъ, а еще изумительнѣе было ихъ терпѣніе. А когда это нечеловѣческое терпѣніе лопнуло и рабочіе забастовали, ленскіе заправилы завопили, - помилуйте, забастовка носитъ не только экономическій, но и политическій характеръ.
Рабочіе требовали, чтобы ихъ, вмѣсто битья нагайками, называли на "вы" - такъ заявляли гг. Тимирязевы, требуя усиленія войсковыхъ частей. Желаніе хищныхъ ленскихъ заправилъ исполнено, войска усилены, мирно забастовавшiе рабочіе разстрѣляны.
"Подкладка забастовки не экономическая, а политическая", ибо тамъ были агитаторы, вторятъ гг. министры. А имъ подпѣваютъ казенные лжепатріоты съ высоты думской трибуны: "до насъ дошли слухи, что среди рабочихъ распространялись прокламаціи и была организована боевая дружина!"
Еще день, два - и появится сообщеніе, что ленские рабочіе, да и рабочіе всей Россіи, протестующіе противъ ленскихъ звѣрствъ, бастуютъ на американскоеврейскія деньги...
Что же тутъ удивительнаго, имъ не первый разъ выступать съ подобнаго рода заявленіями!..
Еще слышны стоны раненыхъ, еще слышны вопли женъ и дѣтей убитыхъ рабочихъ, еще дымится только что пролитая рабочая кровь... А ужъ здѣсь, въ Петербургѣ, въ "высокой палатѣ" спѣшатъ заявить: "Такъ было, такъ будетъ и впредь".
Такъ было, но будет-ли впредь?..
На это уже отвѣтили рабочіе всей Россіи."