Одни похороны и два просчета
Не самая лучшая полоса для Кремля. С его-то имперскими замашками и историческими комплексами.
Ближний Восток. Единственная страна, которая может обеспечить нам устойчивые позиции в регионе и удовлетворение нашего самомнения – разрозненная Сирия. Едва ли не два года тянется сирийская гражданская война, в которой Кремль, как всегда, поддерживает заведомо проигравшую сторону. Рано или поздно, через какие бы завихрения не проходил конфликт, режим Башара Асада падет. Маловероятно, что отношения Москвы с новым правительством пойдут по старому проторенному пути. Сирию мы теряем так же, как некогда потеряли Ливию.
Латинская Америка. Во времена президентства ныне покойного Уго Чавеса мы так сладко мнили, что по-имперски входим в эту исконно американскую зону интереса. Одни похороны поставили под угрозу все многомиллиардные контракты и «вечную» дружбу двух далеких друг от друга стран. Потому что и дружбы не было – все приятность в двусторонних отношениях была завязана на личную симпатию между Путиным и Уго Чавесом. Новое правительство может разыграть довольно неожиданную карту. Если американскую – для нас это худший вариант.
Можно тешиться тем, что мы такие не одни: вон, расторопный Лукашенко поспешил на похороны закадычного заморского друга, опасаясь, как бы многодолларовые контракты и сделки не полетели ко всем чертям. А ведь дружба была такая, что в пору перелагать на музыку. Уго Чавес и белорусский батька сыпали взаимными комплиментами и заверениями о вечном братстве, филиалы белорусских компаний как грибы росли в Венесуэле, почти каждый год лидеры обменивались дипломатическими визитами, а невъездной в Европу Лукашенко вольготно загорал на венесуэльских пляжах в трусах с белорусским флагом.
Путин, конечно, такой душевностью не похвастается, но все же убытки может понести немалые.
Резюмируя все вышесказанное, вопрос на засыпку: в чем причина таких внешнеполитических промахов? Недальновидность кремлевских стратегов, неблагоприятное стечение обстоятельств или, по накатанному сценарию, происки атлантических оппонентов? Первый вариант, сказать по чести, видится более вероятным. Несмотря на жесткие позиции Кремля и громкие заявления Сергея Лаврова, вскоре, возможно, бравировать наличием видных международных союзников мы не сможем. А имперские замашки придется отложить в дальний ящик.