Заведено уголовное дело против НИТОЛа
В июне 2013 года на промплощадке Усольехимпрома было законсервировано последнее производство. Это был цех по производству жидкого хлора.
Консервация по-усольски имеет свою особенность. Цеха, где когда-то полным ходом шло изготовление продукции, разворовываются и растаскиваются. То же самое случилось и с цехом по производству жидкого хлора. Несмотря на все официальные заявления руководства предприятия об отсутствии на территории промышленной площадки опасных и вредных веществ, многие усольчане этому не верили. И, как оказалось, были правы, опасаясь выбросов опасных химических веществ.
Первый звоночек прозвенел в январе нынешнего года, когда горожане, живущие в районах, близких к Химпрому, стали время от времени ощущать уже слегка подзабытый запах хлора. Тогда руководству предприятия все сошло с рук, так как доказать его причастность к выбросам хлора не представлялось возможным. Как ни странно, ни прокуратура города, ни Ростехнадзор на этот инцидент не обратили особого внимания. Чиновники, которые по роду службы обязаны следить за жизнью и здоровьем горожан, вновь поверили лживым словам тогдашнего генерального директора ООО «Усольехимпром» и ООО «Усолье-Сибирский Силикон» Валерия Ростокина и его ближайшего сподвижника Владимира Дмитриева.
Как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. И вот «гром» грянул в феврале. В результате очередной хлорной газовки один из усольчан - работник фирмы, находящейся неподалеку от промплощадки, оказался в больнице с диагнозом «отравление хлором»: «Химическая атака на Усолье продолжается». Вот тут-то сразу забегали все местные чиновники, депутаты и представители прокуратуры, требуя провести комплексную проверку Усольехимпрома.
В результате этой проверки было обнаружено 18 тонн жидкого хлора, который находился в контейнерах и баллонах на открытой площадке якобы законсервированного цеха. По официальным данным, выброс хлора в атмосферу произошел из-за разгерметизации одного из контейнеров. По неофициальным данным, рабочие по заданию руководства резали контейнеры для сдачи в металлолом и по ночам спускали из них остатки ядовитого газа. В этот раз объем остатков хлора в контейнере оказался достаточно большим, и отравляющее вещество заволокло значительную территорию, так, что даже на удалении от промышленной площадки наличие хлора в атмосфере в три раза превышало допустимую норму: «На заброшенном складе Химпрома найдены тысячи тонн химических веществ».
По результатам проверки прокурор Усолья Роман Шергин направил все материалы о выявленных нарушениях в следственные органы для возбуждения уголовного дела против руководителей предприятия. 30 июня уголовное дело по ч.1 ст 247 УК РФ за ненадлежащее хранение химически опасных веществ было возбуждено.
К этому времени теперь уже бывший директор предприятия Валерий Ростокин, долгое время вводивший общественность в заблуждение и заявлявший, что химически опасных веществ на территории предприятия не осталось, по всей вероятности, почувствовав, что запахло жареным, срочно уволился и отбыл в родную Москву. Расплачиваться за все придется главному инженеру (техническому директору) Владимиру Дмитриеву, сподвижнику бывшего депутата Законодательного Собрания от Усолья-Сибирского Виктора Белоусова, больше известного в Усолье по кличке Бяша, когда они «обули» полгорода с векселями Усольенефтесервиса.
Опять же по неофициальным данным стало известно, что господин Дмитриев теперь утверждает, что возбуждение уголовного дела произошло в том числе и по его заявлению, поданному в прокуратуру города в июне, о совершении преступления в феврале, когда от выброса хлора пострадал человек. На составление этого заявления Дмитриеву понадобилось четыре месяца.