Главный редактор Бабра Дмитрий Таевский: на выборах губернатора иркутские буряты не поверили Мархаеву
27 сентября в Иркутской области состоится второй тур выборов губернатора, который должен расставить все точки над «i» и многое объяснить в повестке текущего политического дня. Мы попросили главного редактора интернет – издания rubabr.com Дмитрия Таевского поделиться своими впечатлениями.
- Дмитрий Александрович, как вы объясните сенсационный второй тур, если поначалу никто в победе Ерощенко не сомневался, включая вас? Что такого произошло в Иркутской области в последние недели? Какие сильные ходы сделали коммунисты? Почему в самом Иркутске у Ерощенко результаты крайне низкие?
- Причин, на мой взгляд, несколько.
a) Совершенно неожиданно Кремль решил играть в Иркутской области "по-честному". Вернее, мы видим, что в 2015 году Кремль старается минимизировать применение административного ресурса на выборах, так как в условиях жесткого экономического кризиса массовые волнения не нужны. Но в ситуации с Иркутской областью, по всем признакам, сыграли свою роль некие действия в кремлевской иерархии против команды Сергея Чемезова (уроженца Черемхово, бывшего крупного чиновника в правительстве России, а ныне гендиректора корпорации «Ростех», носившей ранее название «Рособоронэкспорт»). Думается, именно поэтому штабу Ерощенко и не дали "добрать" полпроцента.
б) Штаб Ерощенко пережал с тезисом "у нас все хорошо". Электорат партии власти поверил этому тезису и банально не пошел на выборы, решив, что "все равно выберут". 13 сентября в Иркутске был отличный солнечный день, все просто поехали на дачи, а протестный электорат решил проголосовать.
в) Штаб Ерощенко избрал совершенно неверную стратегию пиара. Вместо обращения губернатора к народу за поддержкой на выборах все область была увешана баннерами с какими-то невнятными "пятью пунктами" успеха губернатора и его очень неудачной фотографией.
г) У оппозиции был заметен огромный финансовый ресурс, который был пущен в ход на полную катушку.
д) В отличие от оппозиции, которая успешно и эффективно использовала Интернет, штаб Ерощенко вообще игнорировал Интернет – ресурсы в первом туре. Правда, во втором туре ситуация исправилась.
- Бурятский вопрос. Левченко выдвинул в совет федерации Мархаева (под номером 2), а Ерощенко - вице-спикера Законодательного Собрания, председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельскому хозяйству Кузьму Алдарова (под номером 1). Можно ли сказать, что Алдаров победил Мархаева? Можно ли сказать, что такое противостояние повлияло на то, что все бурятские районы Иркутской области проголосовали за Ерощенко где-то в следующей пропорции - за ЕР в 2 раза больше, чем за КПРФ?
- Алдаров - кандидат от Усть-Ордынского округа и единственный бурят в Иркутском Заксобрании. До ухода из регионального парламента экс-спикера Заксобрания Людмилы Берлиной именно она "курировала" Усть-Ордынский округ и обеспечивала в нем нужный партии власти результат. Надо знать, что Берлина долгое время была прокурором Усть-Ордынского округа и пользуется там большим авторитетом. После ухода Берлиной национальный округ, который всегда обеспечивал на выборах высокую явку и большой процент голосов за единороссов, оказался бесконтрольным. Поэтому региональное правительство было вынуждено сделать Алдарову предложение пойти в Совет Федерации в обмен на поддержку в Усть-Орде.
По всей видимости, Левченко сделал точно такую же ставку на Мархаева, с тем, чтобы тот повлиял на жителей Усть-Орды, однако эта ставка оказалась неудачной. Статистика говорит о том, что иркутские буряты не поверили Мархаеву. Хотя не могу не отметить, что частичный успех от акции Левченко-Мархаев все-таки был, так как соотношение два к одному в пользу единороссов для бурятских округов реально провальное. При Берлиной было бы девять к одному.
- В интервью после итогов первого тура Левченко давал пресс-конференцию и выглядел очень уверенно, практически победителем. Он действительно сильно изменился после результатов?
- Левченко опытнейший политик и всегда отлично держит удар. Отмечу, что Ерощенко тоже хорошо держит удар, и после первого тура он выглядел не менее уверенно, чем его оппонент. Разница в том, что в отличие от Ерощенко Левченко необязательно побеждать во втором туре. Фактически едва не победив в первом туре, он набрал такое количество политических очков, что обеспечил себе безбедную жизнь в КПРФ на ближайшие пять лет. Теперь в 2016 году он может смело избираться в Госдуму уже не по списку, а по одномандатному округу, а по списку провести еще одного-двух коммунистов.
- Приезжали ли в помощь каким –либо кандидатам команды из Москвы?
- В помощь обоим кандидатам приезжали команды из Москвы, но, по моим данным, в основном работали все-таки местные политтехнологи.
- В своем интервью месяц назад вы говорили, что денег на этих выборах особо не видно, это по-прежнему так? Сколько, по вашим оценкам, стоили эти выборы Левченко и Ерощенко?
- Денег было не видно в явном виде. Они уходили по достаточно закрытым каналам. Сейчас суммы оценить трудно, но, я думаю, только в СМИ с каждой стороны было вброшено не менее 50-100 миллионов рублей.
- Как ведут себя сейчас проигравшие кандидаты – от ЛДПР и СП? Они кого-то открыто поддерживают?
- Кандидаты от ЛДПР и СР не проиграли - они выполнили свою функцию и получили за это то, что им было обещано. Лариса Егорова (ЛДПР) получила место в думе города Иркутска, на большее она и не претендовала. Олег Кузнецов, вероятно, будет проведен в Госдуму в следующем году. Открыто сейчас они никого не поддерживают, но косвенно, конечно, призывают голосовать головой и за разумный выбор, то есть за Ерощенко.
- Какие результаты вы прогнозируете во втором туре?
- Не берусь прогнозировать. Число голосов будет примерно равным, все решат проценты, и они будут зависеть исключительно от явки. Я все-таки склоняюсь в сторону Ерощенко, так как я человек взрослый и в чудеса верю мало.
- Спасибо за беседу!