Форум гражданских надежд
Алексей Кудрин собрал на одной площадке альтернативную элиту страны.
21 ноября в Москве начал работу Общероссийский гражданский форум. Идеи, связанные с развитием социальных институтов в стране, обсуждались спикерами в первый день, когда в закрытом для публики режиме прошла целая серия экспертных круглых столов. «Новая газета» публикует подборку самых любопытных тезисов выступлений первого дня.
Алексей Кудрин — о потенциале гражданского общества
«Без гражданского общества невозможно сильное эффективное государство. Я не могу согласиться с тем, что должна быть только государственная позиция, а все остальное угрожает конституционному строю. Наша страна столкнулась с серьезными вызовами в экономике и безопасности. Мы скорбим о пассажирах авиалайнера, о жертвах терактов во Франции и Мали. И мы хотим отметить потенциал гражданского общества в борьбе с терроризмом. Давайте подумаем, как мы можем помочь, несмотря на то что обещания поправить закон об НКО до сих пор не реализованы».
О работе правительства Дмитрия Медведева
«Мы впервые с начала 2000-го наблюдаем снижение реальных доходов населения. Принимаемые правительством меры для поддержания экономики населения, на мой взгляд, недостаточны».
Евгений ГОНТМАХЕР — о профессионализме гражданского общества
«Во власти распространено мнение, что гражданское общество непрофессионально, и моя суперзадача состоит в том, чтобы показать: оно не менее профессионально, чем государство. Да, сейчас нас не услышат, но рано или поздно услышат. Страна движется не в том направлении, в каком бы хотелось. Гражданское общество обязательно будет спасителем страны, оно должно взять на себя ответственность за те решения, которые будут приниматься».
Никита БЕЛЫХ — о разделении ответственности
«Есть запрос на разделение ответственности между гражданским обществом и властью. Экономика требует непопулярных и болезненных мер, которых люди не понимают. Когда я спросил наше экспертное сообщество, что нам урезать в бюджете, возникла пауза, и один из очень авторитетных людей сказал: «Не заставляйте нас принимать безнравственное решение».
Сергей ГУРИЕВ — о роли цензуры и пропаганды в современных недемократических режимах
«Недемократические режимы сегодня используют два основных рычага удержания власти: подкуп (медиа, политиков, оппозиции) и цензуру. Тут возможны два сценария: если пропаганда в СМИ дополняется подкупом, то режим тратит больше денег, пытаясь повысить уровень жизни людей, а взамен получает больше шансов на выживание. Если же ключевой метод взаимодействия с оппозиционной элитой и средним классом — не подкуп, а цензура, то на внешние шоки режим отвечает дальнейшим закручиванием гаек. Однако обе точки являются устойчивым равновесием, из которого крайне трудно вырваться».
И о партиях «холодильника» и «телевизора»
«Рациональные избиратели продолжают поддерживать режим даже при падении уровня жизни, в случае если он тратит деньги на цензуру и пропаганду. Наша теория говорит, что не нужно в скором времени ждать «оттепели». Но если нефть не взлетит и чудес в экономике не произойдет, то рано или поздно большинство людей всё-таки поймёт, что в холодильнике пусто».
А также — о самом дорогом инструменте пропаганды — войне
«Война, о которой говорят по ТВ, нужна не для того, чтобы Россия в ней победила, а для того, чтобы убедить российское общество: у власти стоят компетентные, храбрые и умные люди, представляющее собой лучшее, на что может рассчитывать страна».
Лев ГУДКОВ — о рукотворном кризисе восприятия реальности
«Волны консервативной мобилизации на почве антизападничества, которые за последние 15 лет наблюдались неоднократно, ведут к кризису восприятия реальности населением: 86% россиян поддерживают власть, но в то же время говорят о полном разложении государства, безответственности правящих кругов на фоне коррупционных скандалов.
В ноябре 2013 года 75% россиян утверждали, что России не стоит вмешиваться в украинские дела, и в целом с пониманием относились к происходящему в соседней стране. Уже в феврале 2014 года, как только пропаганда заговорила на языке Второй мировой войны, ситуация развернулась на 180 градусов. В конце сентября 2015 года 69% россиян высказывались против военного присутствия в Сирии в любой форме. Спустя месяц под воздействием речи Владимира Путина о мировой террористической угрозе 74% россиян одобрили действия российской авиации на Ближнем Востоке. Во всех случаях речь идет об абсолютном большинстве — отвечают одни и те же люди, и переход от одной оценки к другой осуществляется почти мгновенно».
О режиме «героического существования»
«Есть два состояния общества, которые почти не соприкасаются. Состояние обычного человека без средств анализа источников информации — это уровень повседневной жизни, на котором возможны скепсис и критика по отношению к власти. Второй вариант — режим «героического существования». Тут от человека требуется признание приоритетов национального целого, он — материал, который вынужден признать право государства на насилие. Активировать этот режим власть стремится в ответ на кризис собственной легитимности — то есть в случае неспособности решать возникающие проблемы. Героический модус существования рвет все связи с повседневными проблемами, нейтрализует их и отодвигает в сторону все претензии к власти».