Режим Путина оставил потомкам кукиш с маслом
Национальные резервные фонды не сберегли для потомков.
Уже к концу 2017 года Резервный фонд полностью исчерпается, после чего войдет в состав Фонда национального благосостояния.
Об объединении Резервного фонда и Фонда национального состояния глава Минфина Антон Силуанов объявил в конце июня этого года. Таким образом, Резервный фонд - как символ эпохи нефтяных нулевых - и история его бесславного исчерпания канут в лету.
Между тем финансовые власти уверяют, что вынесли из пережитых кризисов уроки и не будут больше тратить средства национальных фондов.
«Начиная с 2019 года мы полностью отказываемся от использования средств резервных фондов – финансируем дефицит бюджета исключительно за счет внутренних источников заимствований и небольших внешних источников», – сказал министр Антон Силуанов.
Отметим, эпоха национальных фондов началась в нулевые с ростом мировых цен на нефть. В резервные фонды, заслуга формирования которых полностью принадлежит тогдашнему министру финансов Алексею Кудрину, направляли сверхдоходы от энергетического сектора.
В 2004 году был создан Стабилизационный фонд (СФ). В 2008 году СФ (объем фонда на тот год составлял 3,849 млрд рублей) был разделен на две части: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Экономический кризис, начавшийся в 2014 году (по сути, до сих пор так и не закончившийся), уничтожил Резервный фонд. На 1 июня 2017 года в Резервном фонде находилось 932,7 млрд рублей. К концу текущего года эти средства будут полностью исчерпаны. Если верить заявлениям из Минфина, остатки Резервного фонда пойдут на финансирование дефицита бюджета.
Для сравнения: на начало 2014 года в Резервном фонде находилось 3,148 трлн рублей.
Фонд национального благосостояния на 1 июня 2017 года составлял 4, 192 млрд рублей - это последняя подушка безопасности страны. С объединением ФНБ и Резервного фонда в силу вступит новое бюджетное правило. Согласно поправкам в Бюджетный кодекс (одобрены правительством в середине июня), закрепляется формирование резервов из нефтегазовых доходов, превышающих базовую цену в $40 за баррель нефти марки Urals в ценах 2017 года.
Читайте ранее на БАБРе: Бюджетная катастрофа и лишний триллион для Трампа
Изначально предполагалось, что ФНБ будет копить средства для пенсионного обеспечения будущих поколений. Затем у фонда появились новые цели: во время кризисов 2009–2010 и 2014–2015 годов кабмин принял решение использовать ФНБ на инфраструктурные проекты и финансирование дефицита бюджета. Однако принцип трат средств из ФНБ до сих пор окончательно не определен. Итоговый принцип перераспределения средств будет уточнен после проведения контрольных проверок Счетной палатой в конце года.
Эпоха резервных фондов плавно подходит к концу. Из двух последних экономических кризисов государство так и не вынесло уроки. Вместо того, чтобы диверсифицировать экономику, в критической ситуации власти бездумно тратили накопленные резервы. В ближайшие годы на нефтяном рынке едва ли произойдет чудо. А значит, сверхдоходов, которые можно было бы направить в ФНБ, не будет.