Национализация искусства. РПЦ добралась до песен
Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков в ходе заседания межфракционной группы Государственной думы по защите христианских ценностей выступил с заявлением о необходимости национализировать песни военных лет, в частности «Тёмную ночь» и «Эх, дороги».
«Сегодня большинство этих песен, произведений мы не слышим, потому что у них есть наследники, которые требуют деньги за то, чтобы эти песни звучали на нашем телевидении и радио, вместо этих замечательных песен мы слушаем откровенную халтуру», – заявил Щипков.
Первый вопрос, который возникает: с каких это пор песни военных лет стали христианскими ценностями? Второй: откуда у участника подпольного движения православного сопротивления 70-80 годов такая страсть к национализации? Третий: куда служитель культа предлагает деть законы об авторском праве?
Напомним, что, согласно российскому законодательству, авторские права на произведение сохраняются на протяжении 70 лет после смерти его автора. Таким образом, песню «Эх, дороги» телеканалы и радиостанции смогут бесплатно эксплуатировать не раньше 2054 года (её автор Анатолий Новиков скончался в 1984 году), а песню «Тёмная ночь» не раньше 2074 (Никита Богословский ушёл из жизни в 2004 году). Песни Матвея Блантера, о которых также упоминал Щипков, не раньше 2060.
Ничего ужасного в этом нет, это – международная практика. Ведь за «откровенную халтуру» в виде современной попсы телеканалы денег не жалеют. Так почему они должны бесплатно получать в своё распоряжение качественный продукт и на нём зарабатывать? И потом, все песни не национализируешь. Следовательно, родственники не самых лучших композиторов продолжат зарабатывать, а потомки наших великих национализированных соотечественников останутся ни с чем. Где логика?
С другой стороны, за произведения, например, Петра Ильича Чайковского ничего платить не нужно. Только вот что-то мы не видим в эфире «Первого канала» или «России 1» ни «Лебединого озера», ни «Щелкунчика», ни даже арий из его опер. А ведь есть ещё песни Глинки, романсы Алябьева. Где это всё бесплатное?
Так что даже если песни советских композиторов вопреки всем российским и международным законам будут национализированы, то гарантии их возвращения на телеэкраны и в магнитолы нет никакой. У господ Эрнста и Аксюты, как мы знаем, свои музыкальные пристрастия.
Фото: livejournal.com