«Министерство экономики нас обманывает»
Главный вуз страны огорошил нас всех известием, что обещанный Минэкономразвития экономический рост – это самая настоящая «липа». На самом деле все главные экономико-хозяйственные показатели страны совсем удручающие, а оптимистичные прогнозы властей - это всего-навсего попытка выдать желаемое за действительное.
Критически удручающие оценки состояния российской экономики содержатся в новом докладе Высшей школы экономики под названием «Комментарии о государстве и бизнесе». Эксперты по пунктам опровергают каждый из прогнозов Министерства экономики.
Вместо роста экономики - стагнация
Вместо обещанного МЭР роста до 2,2% ВВП в 2018 году эксперты предрекают замедление роста экономики России еще втрое. Даже при условии, что нефтяные цены останутся на прежнем уровне, рост составит не более 0,5%, а это в семь раз ниже мировых темпов.
В доказательство будущей стагнации ВШЭ обращает внимание на рекордный за 8 лет обвал промышленного производства в ноябре (на 3,6%) и спад инвестиционной активности. Помимо прочего, экономика продолжает жить в режиме сырьевой трубы. Львиная доля прибыли концентрируется в отраслях, добывающих и экспортирующих минеральные ресурсы за рубеж.
Эксперты ВШЭ называют нынешний спад рекордным по продолжительности с начала 1990-х годов. Наглядные цифры: розничный товарооборот в 2017 году был на 13,1% ниже, чем в 2014 году; объемы строительства - на 7,8% меньше, чем в том же докризисном 2014-ом; производство в обрабатывающем секторе - упало до уровня 2012 года; внутренний частный спрос откатился до уровня 2009 года.
Вместо роста зарплат - обнищание населения
Эксперты Высшей школы экономики указывают на сжатие внутреннего платежеспособного спроса. Несмотря на номинальный рост зарплат на уровне 3% и пополнение фонда оплаты труда на крупных и средних предприятиях, реальные располагаемые доходы населения продолжили сокращаться (для сведения - четвертый год подряд).
Отсутствие денег у населения приводит к снижению товарооборотов и налогов с торговли (падение составило 713 миллиардов рублей, или 9% в целом по стране). Это, в свой черед, сократило ресурсы для инвестиций. В настоящий момент инвестиции могут себе позволить лишь компании традиционно богатого сырьевого сектора. В остальных же отраслях - полный инвестиционный штиль. А там, где нет инвестиций, нет и развития.
Проблемы частных банков
Минувший 2017 год отметился крахом крупнейших частных банков - Открытие, Бинбанк и Промсвязьбанк. Складывается впечатление, что Центробанк системно зачищает частный сектор.
Такие потрясения снизили общее доверие к банковскому сектору. Потенциально проблемы могут оказаться у любого частного банка.
А плюсы-то есть?
Плюсы есть. Но, к сожалению, пересчитать их можно по пальцам одной руки. Это добыча полезных ископаемых (рост 5,4%), грузооборот транспорта, перевозящего сырье за рубеж (рост 7,3%), и сельское хозяйство (рост 10,2%).
Однако перечисленные плюсы не способны взбодрить экономику. В частности, доходы от цены нефти выше 40 долларов за баррель правительство направляет в резерв в форме валюты.
Экономист Иван Стариков считает, что вся экономика висит на тонкой ниточке из нескольких сырьевых компаний. Во всех остальных отраслях - сплошь убыток:
«Российская экономика, которая в нулевые в значительной степени росла за счет высоких цен на нефть, этот мотор заглох навсегда. То есть высокая цена на нефть теперь не будет влиять на экономический рост в стране. По той причине, что у нас сверхдоходы показывает сырьевой сектор, а все остальное тотально убыточно» (цитата по ФедералПресс ).