Сибирь: Китая станет еще больше
В старой доброй и порядком уже надоевшей теме о китайской экспансии в Сибири и на Дальнем Востоке (правда, сколько же можно говорить одно и то же), похоже, наступает весьма радикальный и решительный перелом.
Основанием так говорить стал недавний визит министра обороны КНР, генерал-полковника Вэй Фэнхэ в Москву во главе представительной делегации. По его словам, визит был согласован с главой КНР Си Цзиньпинем.
Китайская делегация прибыла на VII Московскую международную конференцию по международной безопасности и была тепло принята министром обороны России, генералом армии Сергеем Шойгу. Недавно назначенный на свой пост генерал-полковник Вэй Фэнхэ прямо заявил, что целью его визита было показать миру высокий уровень российско-китайских стратегических отношений, а также показать США тесные связи вооруженных сил России и КНР.
До своего назначения на пост министра обороны КНР, Вэй Фэнхэ возглавлял Ракетные войска НОАК.
Интересная картина, не правда ли? По существу, это первая открытая декларация о существовании российско-китайского военного союза, причем даже обозначен вероятный противник этого военного союза – США. Судя по тому, что глава КНР назначил министром обороны (эта должность подразумевает руководство всесторонней подготовкой к войне) бывшего командующего ракетными войсками, довольно прямо и недвусмысленно намекает на то, что Китай морально готов к ракетно-ядерным ударам, да и сам готов пустить в ход свои ракеты с ядерными боеголовками.
Вообще, сейчас в дальневосточном регионе происходят события, которые трудно назвать иначе, чем военным блокостроительством. Президент США Дональд Трамп проводит встречи и совещания по укреплению обороны с премьер-министром Японии Синдзо Абэ и с президентом Южной Кореи Мун Дже Ином. Вождь Северной Кореи Ким Чен Ын совсем недавно впервые с момента принятия власти прокатился на своем бронепоезде в Пекин на встречу с главой КНР. И вот теперь министр обороны Китая открыто говорит о таких тесных отношениях между российской и китайской армиями, которые непременно надо показать США.
Блоки уже практически оформились. Россия де-факто вошла в китайский блок, вместе с КНДР. Хотя союзнические отношения еще не закреплены на бумаге, фактически они уже существуют. Цель блока – противостояние, и возможно, война с США, и возможно с применением ядерного оружия. Для Китая Россия с ее ракетно-ядерным потенциалом весьма ценное приобретение.
Впрочем, не только российскими ракетами прирастает мощь прокитайского блока. Этот вопрос также тесно связан с китайским присутствием в Сибири. В свете событий последних недель становится совершенно очевидно, что в будущем китайское присутствие не только вырастет, но и станет определяющим для Сибири.
Во-первых, ввиду западных санкций, которые постоянно расширяются и конца этому процессу не видно. Буквально накануне были введены санкции против компаний Олега Дерипаски En+ и Rusal, которые непосредственно затрагивают сибирскую экономику. Санкции означают, что компании Дерипаски больше алюминий на Западе не продадут, ибо никто не купит. Санкции распространяются и на контрагентов. Кстати, это конец для Дерипаски. Из-за санкций он не сможет не только продать готовый алюминий, но и купить бокситы или глинозем, которые у него почти целиком импортные.
Остается еще последняя надежда на Китай - крупный производитель бокситов, глинозема, который может поддержать компанию Дерипаски сырьем и скупить его продукцию. Не по европейским или мировым ценам, с уценкой, но все же. На китайских операциях можно попробовать как-то продержаться. И многие другие российские компании, имеющие производства в Сибири, тоже будут смотреть на китайский рынок, поскольку неизвестно, когда и как американские санкции расширятся и кто под них попадет. Может быть, скоро все российские компании чохом поместят под санкции.
Во-вторых, Китай также будет усиливать свое присутствие в Сибири по довольно очевидным военно-экономическим причинам. Это запасы энергоносителей и сырья, которые будут очень востребованы в условиях воюющей экономики.
Китайская сторона не очень об этой стороне своей военной политики распространяется, но по косвенным признакам можно об этом судить. К примеру, в Китае специалистов со знанием русского языка уже в 2015 году было 46 тысяч человек, и еще порядка 22 тысяч китайских студентов обучались в российских университетах. Оно и неудивительно, для вовлечения России в систему военного хозяйства Китая потребуется много русскоговорящих специалистов.
Кстати, и в России в 2016 году количество изучающих китайский язык выросло до 56 тысяч человек.
Так что, есть основания считать, что скоро Китая в Сибири будет еще больше, чем есть теперь. Вероятно, это будет уже не только чистая торговля или экономика, но и пойдут культурные, политические и даже идеологические проекты. Если китайский министр обороны практически прямым текстом говорит о военном союзе с Россией, то на эти моменты китайские товарищи не могут не обратить внимания.
Пожалуй, китайский словарь становится вполне своевременным приобретением.