Рекультивация отходов БЦБК может стать реальностью, а не сказкой
1 марта в Иркутске прошел круглый стол на тему рекультивации отходов БЦБК, который показал, что тянущийся десятилетиями вопрос может быть реально решен.
Напомним, вопрос рекультивации БЦБК является одним из самых проблемных в Иркутской области. Росгеология, которой, по инициативе губернатора Сергея Левченко, передали полномочия по рекультивации отходов комбината, фактически провалила проект. За два года Росгеология так и не смогла подготовить технологию рекультивации. При этом крупные суммы, выделенные из регионального и федерального бюджетов, были успешно «освоены».
Круглый стол стал попыткой федерального центра взять ситуацию под собственный контроль. Вел совещание председатель комитета по природным ресурсам и собственности Николай Николаев. Мероприятие проходило на площадке Заксобрания Иркутской области, которое представлял Сергей Сокол.
Также на круглом столе присутствовал глава Росгеологии Роман Панов, которому пришлось оправдываться за отсутствие результатов своего ведомства в выполнении поручения Президента России. По словам Панова, проект рекультивации так и не доведен даже до промежуточного итога и находится в состоянии разработки. По самым оптимистичным прогнозам, скор завершения стадии проектирования - сентябрь 2019 года. Естественно, учитывая весь опыт работы Росгеологии по данному проекту, никаких гарантий своевременного завершения его нет.
Панов также сообщил, что, по мнению Росгеологии, реальный объем твердых отходов на картах БЦБК оказался существенно больше, чем значилось в техническом задании. Каким образом этот факт повлиял на отсутствие результатов по разработке рекультивации, Панов не смог пояснить.
Ведущий круглого стола, депутат Госдумы от Иркутской области Николай Николаев, заявил, что цель сохранить и обезопасить Байкал очень важна, но нужно еще и использовать эффективно те средства, которые выделяются государством:
— Предложения по технологии рекультивации отходов БЦБК, которые мы услышали сегодня, это некие инструменты. Но для чего они должны быть использованы — этого мы пока не знаем. Что будет на месте БЦБК? Для какой цели производится рекультивация? Конечно, цель сохранить и обезопасить Байкал очень важна, но важно еще и использовать эффективно те средства, которые выделяются государством. Важно с самого начала понимать, а что будет на этом месте.
По мнению Николаева, все решения, касающиеся БЦБК, должны приниматься не кулуарно, в закрытом режиме, а публично:
— Мы хотим, чтобы все основные решения в отношении Байкала, и БЦБК, принимались публично. Сегодня мы договорились о том, что в таком открытом режиме будем действовать и дальше. Все решения, которые будут приниматься о рекультивации БЦБК, а в этом году мы ожидаем немало таких решений, они будут публичными.
Жесткой критике подверг текущее состояние вопроса рекультивации спикер Законодательного собрания Иркутской области Сергей Сокол:
- Несмотря на то, что решение о ликвидации отходов было принято еще несколько лет назад, процесс по-прежнему находится в исходной точке – нет утвержденной технологии утилизации, нет понимания того, как площадка будет жить дальше. Сегодня есть много предложений, много неравнодушных людей, общественников, экологов проявляют большую заинтересованность. Есть понимание, что своими силами на уровне региона эту проблему не решить, нужна помощь федеральных структур.
В конце марта Иркутскую область посетит министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин. Главный эколог намерен обсудить проблемы рекультивации шлам-лигнина, накопленного в картах БЦБК и, соответственно, проконтролировать ход исполнения поручения Президента РФ по данному вопросу.
Отметим, что в настоящее время комитет Госдумы по природным ресурсам совместно с академическими кругами Иркутской области разрабатывает поправки в закон об охране озера Байкал. Именно в этой связке и при поддержке федеральных министерств проект рекультивации БЦБК становится реалистичным, а не сказочным.