РПЦ прижучили законом о культуре. Чернега в боевой стойке
22 марта в Государственной думе прошли парламентские слушания о принципах правового регулирования в новом законе «О культуре». По сути, это было первое открытое общественное обсуждение законопроекта, принять который в комитете по культуре планируют до конца года.
В ходе заседания неожиданно выяснилось, что проект закона содержит среди прочего и здравые предложения. Одно из них – вывести из-под действия статьи Уголовного кодекса об оскорблении чувств верующих произведения театрального, изобразительного и киноискусства. Речь идёт о знаменитой первой части статьи 148.
Статья 148 ч. 1 УК РФ. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершённые в целях оскорбления религиозных чувств верующих, – наказываются штрафом в размере до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
Авторы законопроекта убеждены, что литературные и музыкальные произведения, как и созданные на их основе театральные постановки и произведения киноискусства, а также произведения изобразительного искусства и, следовательно, экспозиции и выставки не могут быть квалифицированы как «публичные действия».
Разумеется, такой взгляд на вещи не мог не вызвать резкого недовольства служителей культа. По горячим следам заседания с осуждением происходящего выступила руководитель правового управления Московской патриархии игуменья Ксения (в миру Чернега).
«Мы не поддерживаем (данное) положение… Мы, конечно, будем добиваться, будем вести работу об исключении из законопроекта таких норм», – заявила ударившаяся в православие выпускница юрфака МГУ в интервью «Интерфаксу».
Понять РПЦ можно. Всем же памятны резонансные запреты спектаклей «Иисус Христос – суперзвезда» и «Сказка о попе и работнике его Балде», не говоря уже о многочисленных скандалах вокруг музейных экспозиций и эпопее с фильмом «Матильда». Теперь же, в случае принятия закона, поднимать волну вокруг фильмов, спектаклей и выставок будет не с руки, значит, уйдёт из-под ног целая груда поводов, на которых можно было неплохо пиариться.
Да и сам факт происходящено, безусловно, болезнен для авторитета Церкви. Данным законом государство открыто указывает РПЦ на её место в светском государстве и практически запрещает церковникам вмешиваться в культурные дела страны. Если учесть, что представители РПЦ, несмотря на их просьбу, даже не были включены в состав рабочей группы законопроекта, официальная пощёчина Гундяеву и компании налицо.
Точка, конечно, ещё не поставлена. Судя по всему, мы находимся в начале эпохального противостояния, поскольку Церковь просто так не сдастся. Тем более что Чернега, принимавшая, кстати, самое деятельное участие в разработке того самого закона о защите чувств верующих, уже объявила о начале «военных действий». Что-что, а воевать на правовом поле она умеет, так что запасаемся попкорном.
О выступлении на упомянутых слушаниях Сергея Шнурова читайте в материале Бабра:
Фото: duma.gov.ru, moseparh.ru