Хроника оптимизации театров: когда художник не совпал с человеком
Продолжают бушевать страсти вокруг предложенного Минкультом объединения Ярославского театра драмы имени Фёдора Волкова и Александринского театра в Первый национальный театр России.
11 апреля на сайте Союза театральных деятелей (СТД) был опубликован текст обращения участников общественного обсуждения проекта объединения, которое состоялось в СТД тремя днями ранее и в котором приняли участие председатель СТД Александр Калягин, советник президента по культуре Владимир Толстой, председатель комитета по культуре Госдумы Елена Ямпольская, зампред правительства Ярославской области Максим Авдеев, видные деятели культуры, чиновники и критики из Москвы, Ярославля и Санкт-Петербурга.
Суть обращения, которое было направлено Дмитрию Медведеву и министру культуры Владимиру Мединскому, сводится к тому, что реорганизация в предложенной Минкультом форме нецелесообразна, а приказ Мединского должен быть полностью отменён (сейчас его действие приостановлено распоряжением премьер-министра Медведева).
Особо в обращении были выделены следующие пункты:
1. Непроработанность проекта объединения и его последствий;
2. Наличие для решения заявленных задач достаточного количества форм и методов, которые не требуют юридической ликвидации одного самостоятельного театра и реорганизации другого;
3. Неприемлемость способов реализации проекта объединения в формате спецоперации, к тому же приуроченной к Международному дню театра и осуществляемой в Год Театра.
Казалось бы, вопрос можно закрывать. Особенно после выступления советника президента Толстого, который заявил, что «закон в России не подразумевает возможности объединения двух равновеликих субъектов юридического права», следовательно «предполагаемое объединение двух театров юридически незаконно».
Однако инициаторы слияния двух храмов культуры в один сдаваться не собираются. Буквально на следующий день после публикации приговора СТД художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин демонстративно вышел из Секретариата этой организации, обвинив бывших коллег в консерватизме, необъективности, тенденциозности и отсутствии конструктивной позиции. Открытое письмо с перечисленными обвинениями он направил всё тем же Медведеву и Мединскому, хотя выход из Секретариата касается лишь СТД и его председателя Калягина.
Министр Мединский, в свою очередь, начал искать тех, кто на обсуждении присутствовал, но с итоговым обращением не согласен. Нашёл. Одного. Им оказался ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС) Григорий Заславский. Известный своей проминистерской позицией театровед, которого без Мединского к руководству ГИТИСа и близко бы не подпустили, заявил, что «итоговое обращение полностью игнорирует мнение тех, кто “за”».
Видимо, господин ректор невнимательно прочитал текст обращения, в котором чёрным по белому написано «в подавляющем большинстве», а не «единогласно».
Но как бы ни сопротивлялись Фокин, Мединский и примкнувший к ним худрук Волковского театра Евгений Марчелли, на сегодняшний день они в явном меньшинстве и серьёзно проигрывают по очкам, несмотря на заступничество Заславского, Гергиева и Михалкова. Мало того, что против них настроены Калягин, Толстой, Ямпольская и вся Ярославская область, так ещё и авторитетнейшая Маргарита Ваняшова в своём письме «Возражения по существу» камня на камне не оставила от идеи объединения театров.
Член Союза журналистов и Ассоциации театральных критиков России, заслуженный работник культуры России полностью поддержала обращение СТД, заявив, что объединение являет собой в скрытом виде «рейдерский захват и поглощение» провинциального, но гордого Первого русского театра. Заключительный абзац из текста Ваняшовой, который она опубликовала в своём аккаунте Facebook, мы не можем не процитировать:
«При всех этих обстоятельствах продолжаю любить творчество Евгения Марчелли как художника. Не отрекаюсь от всего того, что сказано мною в книге «Театр Евгения Марчелли». Но бывает так, что художник не совпадает с человеком».
От себя добавим, что то же самое можно сказать о Валерии Фокине. Да и о министре Мединском. С той лишь оговоркой, что последний ещё и не художник.
Читайте по теме: