Путин заставит всех сдавать ДНК-тесты?
11 марта президент Владимир Путин подписал указ «Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности». После чего ряд СМИ начал писать о том, что к 2025 году всем россиянам «выдадут генетический паспорт».
Авторы некоторых статей включили паранойю и написали об угрозах, которые неминуемо ждут всех, кто сдаст генетический тест. Речь об утечке личных данных, дискриминации и шантаже людей с выявленной склонностью к заболеваниям, и даже о спланированном изъятии донорских органов.
На самом деле указ от 11 марта вводится взамен аналогичного, утвержденного 1 ноября 2013 года. Свежий указ корректирует и дополняет детали предшествующего, но никаких существенных изменений не несет. Даже срок исполнения остался прежним. То есть новости о «Генетической переписи населения» уже, как минимум, шесть лет.
В списке приоритетных задач — 100 пунктов в четырех направлениях. Они касаются мониторинга и оценки всех химических и биологических рисков, совершенствования регулирования в этой области, ресурсного обеспечения системы безопасности, нейтрализации химических и биологических угроз.
Только две задачи касаются человеческого генома. Одна из них — осуществление генетической паспортизации населения с учетом правовых основ защиты данных о персональном геноме человека и формирование генетического профиля населения. Другая — создание условий для проведения генетической паспортизации населения, развития технологий скрининга генофондов человека, животных и растений.
Никакой конкретики в указе не содержится. Неясно, какие такие условия необходимо создать, какие технологии развить. Непонятно, кто и за какие средства будет производить паспортизацию населения, как это будет сочетаться с защитой персональных данных.
При этом указ содержит множество других, не менее важных задач, выполнение которых видится более реальным.
Например, президент требует классифицировать и изучить все существующие химические вещества, создать и защитить от несанкционированного доступа разнообразные биологические коллекции. Создать национальный банк сывороток крови. Усовершенствовать методы оценки безопасности продукции. Организовать постоянный мониторинг воздуха в крупных городах. Использовать химические отходы в качестве вторичных ресурсов. Учесть и ликвидировать химически и биологически опасные объекты. Развить производство отечественного оборудования и модернизировать лаборатории. Повысить уровень подготовки специалистов.
Следует отметить, что в названии документа не указан дедлайн. Формулировка такая: «на период до 2025 года и дальнейшую перспективу». При этом, напоминаем, предыдущие «Основы», утвержденные в 2013 году, имели тот же «срок годности». И задачи в них ставились те же самые. Более того, почти все задачи фигурировали еще в документе, подписанном в 2003 году. А воз и ныне там.
Стоит вспомнить, например, ситуацию с отходами БЦБК, которые «ликвидируют» уже много лет. Мониторинг загрязнения атмосферы ведется, в основном, в ручном режиме, отбором разовых проб. И так по всем пунктам: ни одна из задач не реализована в полном объеме.
Финансово, реализация генетической паспортизации населения — задача, находящаяся на грани фантастики. На данный момент лишь в Исландии проведена полная «генетическая перепись». Она полностью оплачена частным инвестором — компанией «deCODE genetics», которая взамен получила право распоряжаться полученной информацией в исследовательских целях.
Однако Исландия представляет интерес с научной точки зрения за счет этнической однородности и компактности. Население Исландии – всего 280 тысяч человек. Страна никогда не привлекала эмигрантов. Медицинская документация на каждого исландца сохраняется с 1915 года, а каждая семья знает свою родословную на много веков назад. Все эти факторы делают генофонд исландцев идеальным для исследований.
Россия же — изначально многонациональная страна, да еще и с постоянным потоком мигрантов. Из-за войн и революций большинство не знает своей родословной больше, чем на три-четыре поколения. Медицинские документы, зачастую, теряются и у живых людей, не говоря о их предках. Россиян в пятьсот раз больше, чем исландцев. Учитывая все эти факторы, вряд ли найдется инвестор, которого заинтересует проведение столь масштабного исследования.
Однако, следует отметить, в нашей стране уже ведется «геномная регистрация». С 2008 года, по закону, принятому Госдумой, создана федеральная база данных ДНК. В эту базу вносится информация об осужденных за тяжкие преступления, неопознанных трупах и биологических следах с мест преступлений.
Таким образом, внедрение генетической паспортизации началось больше десяти лет назад. И весьма сомнительно, что подписание очередного указа ускорит ее реализацию.
Что такое генетический тест и что он может дать человеку, читайте в наших предыдущих публикациях.
Ранее на Бабре:
Как генетические тесты помогут справиться с раком?