Аплодируем стоя. Ямпольская о возрастной маркировке, запрете свастики и качестве слёз и смеха
Глава комитета по культуре Государственной думы Елена Ямпольская продолжает активную деятельность на благо российской культуры. Причём утверждаем мы это без тени иронии.
В интервью газете «Культура» и «Парламентской газете» Ямпольская поделилась ближайшими планами комитета в области законотворческих инициатив, из которых главные – освобождение произведений литературы и искусства от возрастной маркировки, а деятелей культуры от запрета на использование нацисткой символики. Председатель комитета убеждена, что данные ограничения при их кажущейся правильности «превращают жизнь в абсурд».
«Мы уже довольно сильно пострадали от крайних идеологических заморочек. Сначала цинично-либеральных, потом заскорузло-консервативных. Я, как Иван Карамазов, свой билет возвращаю и больше в этом участвовать не хочу, потому что вижу, сколько причинено вреда», – заявила Ямпольская.
То, что детям можно читать всё, лишь бы они читали, госпожа Ямпольская утверждала не раз. Особый абсурд для неё – возрастная маркировка на произведениях классиков, которые не входят в школьную программу. Причём маркировка не только «18+», но и «6+», и «12+». Мол, ребёнок до этой книги ещё не дорос. Комитет по культуре в своей инициативе предлагает оставить лишь одну маркировку «18+», а уж дорос ребёнок до книги, которую он хочет прочитать, или нет предоставить решать ему самому и его родителям.
Поправки предлагается внести сразу в несколько законов: «Основы законодательства о культуре», «О господдержке кинематографии», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и в Кодекс об административных правонарушениях. Правда, несмотря на поддержку со стороны педагогического, издательского и культурного сообществ, Ямпольская опасается яростного сопротивления «приверженцев охранительства».
«Мы ожидаем прорывов в экономике, но прорывы всегда и везде осуществляются только теми людьми, которые хотят двигаться дальше и знать больше, в том числе больше, чем их сверстники. Искусство и литература – это концентрированный эмоциональный опыт человечества. Бунин, Набоков, Есенин, Бродский, Довлатов не могут причинить человеку вреда ни в каком возрасте», – убеждена Ямпольская.
Что касается нацисткой символики, то данный запрет доведён до не меньшего абсурда, чем маркировка «12+» на книгах и театральных афишах. Вопрос о том, что сегодня под статьёй ходят все режиссёры, художники и издатели, а под действие законов «О противодействии экстремистской деятельности» и «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» попадают все фильмы, спектакли и картины о войне, Ямпольская поднимала ещё в прошлом году. Будем надеяться, что на этот раз довести решение проблемы до логического конца всё-таки удастся.
Затронула Ямпольская и вопрос каких-либо других ограничений творчества, а также преследования деятелей культуры за их не всегда приятные обществу и власти действия и высказывания. Затронула настолько мастерски, что мы процитируем этот фрагмент интервью целиком:
«Не хотят деятели культуры ходить строем и скандировать утверждённые свыше речёвки – и не надо. Их задача – не маршировать, их задача – создавать такие, условно говоря, марши, под которые другим хочется жить, работать, детей любить, родителей беречь, природу жалеть, встречным улыбаться. Художник не должен быть самым нравственным, самым героическим. Зато он может создавать образы, исполненные нравственности, героизма, патриотизма и человечности.
Есть два варианта: либо можем пытаться навести в культуре идеальный порядок, чтобы они проводили дни в молитве и строевой подготовке, махали и улыбались, козыряли и приступали к исполнению. Но так не будет, хотя в теории всё прекрасно. Либо мы признаем, что они такие, какие есть: иногда безалаберные, шебутные, лепят время от времени всякую ерунду, потому что дурное настроение, потому что не пишется, не играется, в аэропорту без очереди не пропустили... Но при этом многие из них способны заставить нас с вами смеяться и плакать. Это главное. И единственная претензия, которую мы вправе им предъявлять, – если качество и слёз, и смеха оставляет желать лучшего».
Добавить нечего. Аплодисменты.
Фото: portal-kultura.ru