Сергей Левченко «проспал» наводнение, обернувшееся жертвами среди населения
История с паводками в Иркутской области может стать последним эпизодом в губернаторской карьере Сергея Левченко.
Иркутский губернатор, и без того не отличающийся заботой о населении вверенного ему региона, повел себя на этот раз настолько гнусно и бесчеловечно, что вызвал закономерное чувство отвращения у всех причастных.
О паводках, естественно, было известно заранее. Это сейчас региональные власти лепечут о какой-то «неожиданности» и «буйстве стихии». Однако современная метеорология умеет предсказывать затяжные дожди как минимум за неделю до их начала. И, естественно, в Иркутской области, где почти все реки берут свое начало в горах, о последствиях обильных осадков знают все.
Кроме губернатора.
Несмотря на крайне неблагоприятный прогноз и проливные дожди в горах, Сергей Левченко совершенно спокойно уехал в Москву. Никакой пользы для Иркутской области эта поездка не имела: Левченко отправился обивать пороги для спасения своего подельника по лесным преступлениям Сергея Шеверды. Губернатор надеялся пробиться лично к главе Следственного комитета Александру Бастрыкину и уговорить выпустить Шеверду под домашний арест. Напомним, министр лесного комплекса Иркутской области Сергей Шеверда арестован, находится под стражей и вот-вот начнет давать показания. Не исключено, что в этих показаниях «всплывет» и Дмитрий Чернышов, и сам Сергей Левченко.
Естественно, что у губернатора земля горит под ногами. Ему во что бы то ни стало нужно вытащить Шеверду из-под ареста и уговорить его взять всю вину на себя. Тут уже не до проблем Прибайкалья.
С Бастрыкиным ему встретиться не дали, в «Рослесхоз» идти после увольнения «крыши» Шеверды, Ивана Валентика, не было никакого смысла. Безуспешно помыкавшись по коридорам министерств, Левченко завершил свой вояж чисто по-русски - масштабной пьянкой на 75-летии Геннадия Зюганова.
Между тем в Южной Сибири вновь прошли обильные осадки, и вся вода с саянских гор хлынула на равнину.
Небольшое техническое отступление.
Города Нижнеудинск, Зима и Тулун всегда топило с завидной регулярностью. В советское время для защиты от паводков строили дамбы. Это единственный эффективный способ защитить жилые массивы от наступающей воды. В современной России про дамбы, которые нужно держать в надлежащем состоянии, просто забыли. Это не вина конкретно Левченко - но и он не предпринял никаких превентивных мер от потенциальных наводнений.
Вода в города пришла не сразу. При грамотном руководстве и имеющемся прогнозе (а он был) можно было предпринять какие-то превентивные меры. Как минимум оповестить население, обеспечить запас продуктов, подготовить достаточное количество мешков с песком для оперативного создания дамб.
Ничего из этого сделано не было. Правительство Иркутской области просто пустило ситуацию на самотек. Губернатор спокойно закусывал на дне рождения у Геннадия Андреевича - уже 27 июня, когда в Нижнеудинске и Тулуне вода заливала первые этажи.
28 июня ситуация стала катастрофической. Вода поднялась выше критических отметок более чем на два метра. Частные дома поплыли по образовавшимся водоемам. Затопило федеральную трассу «Байкал», единственную магистраль, соединяющую восток страны с западом. Отключилось электричество. Возникла угроза нарушения движения по Транссибирской магистрали. Во время паводка погибли три человека. Катаклизм начал угрожать стратегической безопасности страны.
Иркутское правительство продолжало сохранять олимпийское спокойствие в то время как федеральный центр уже вовсю бил тревогу. Председатель правительства региона Руслан Болотов что-то пытался решать с МЧС, но в отсутствие первого лица был фактически связан по рукам и ногам отсутствием достаточных полномочий. В Иркутскую область спешно прибыли глава МЧС России Евгений Зиничев и подпред президента в СФО Сергей Меняйло. Не тратя время на совещания, именно они лично возглавили спасательную операцию в Нижнеудинске и Тулуне.
Повторим. Вместо главы региона, который занимался неизвестно чем в Москве, его прямые обязанности оказались вынуждены исполнять федеральный министр и полпред президента.
В отсутствие президента страны, находившегося на саммите в Японии, ситуацию взял под личный контроль глава правительства Дмитрий Медведев.
Все это время пресс-служба губернатора откровенно лгала, что ситуация находится под полным контролем, и Сергей Левченко лично руководит спасательными работами. Соцсети переполнились страшными фото и видео с места событий - люди на крышах зданий в ожидании спасателей, плывущие дома, накренившиеся мосты, разрушенные дороги.
Сергей Левченко в это время в очередной раз попытался пробиться к Александру Бастрыкину. В высоких кабинетах ему уже прямо и без какой-либо дипломатии крутили пальцем у виска - у губернатора в регионе гибнут целые города, а он бегает в поисках спасения для своего уголовника-министра.
Напомним, что аналогичная ситуация была в начале мая, когда от лесных пожаров буквально полыхала вся Иркутская область. Губернатор в то время палец о палец не ударил для организации тушения пожаров. А когда прошли дожди и потушили все пожары - не моргнув глазом заявил, что пожары ликвидированы под его мудрым руководством.
Вечером 28 июня о происходящем доложили Владимиру Путину. Стало известно, что президент намерен лично прибыть в Иркутскую область и проконтролировать ситуацию на месте. Сергею Левченко прямо сказали, что он занимается политическим самоубийством. Только после этого он сел в самолет и прилетел в Иркутск. Следом за ним в Братск прибыл и президент.
Нужно отдать должное выдержке Владимира Путина - он не стал немедленно отправлять в отставку губернатора. Подобные решения требуют взвешенности и анализа.
Президент лишь язвительно посоветовал Сергею Левченко лично появиться в пострадавших районах и побеседовать с людьми. То, что губернатор должен был сделать еще четыре дня назад.
Фактически решением президента Сергей Левченко был отстранен от руководства спасательной операцией. Вместо него назначили вице-премьера Виталия Мутко. Согласно докладу Евгения Зиничева президенту, за время отсутствия губернатора в регионе из-за паводка погибли пять человек, судьба еще троих неизвестна. Пострадали 353 человека. Эвакуированы 1161 человек. Повреждены 17 автомобильных мостов, движение по федеральной трассе «Сибирь» фактически блокировано. В пострадавших районах отмечен резкий рост цен на продукты питания.
Сейчас трудно предсказать дальнейшую судьбу Сергея Левченко. Безусловно, по-человечески он должен немедленно подать в отставку. После демонстрации подобного скотского отношения к людям он просто не имеет права оставаться главой региона. Однако пока что губернатор надувает щеки и пытается приписать себе чужие заслуги. Как всегда.
Настоящий «народный губернатор».