Ярошенко vs Гаськов: Здравоохранению Прибайкалья грозит возвратная лихорадка
Здравоохранение Иркутской области внезапно оказалось на пороге больших перемен. Муниципалитетам хотят отдать назад соответствующие полномочия, полностью переданные на областной уровень в 2013 году. Да, мэров можно произвести хоть в хирурги. Ножи у них есть.
Политика и клиника
Суть предложения в следующем. До 1 января 2012 года за основную медицинскую помощь в России отвечали муниципалитеты. Назначали главврачей, рулили организацией, тратили на здравоохранение деньги, и свои, и субвенции сверху. Мы говорим о тех услугах, которыми пользуется каждый гражданин. Когда ходит в больницу на прием или приезжает на скорой, лечится, восстанавливается, наблюдается по беременности и рожает, проходит медосмотры…
С названной даты эти полномочия стали передавать на региональный уровень. За все перечисленное с тех пор отвечают, в основном, областные власти (в случае Прибайкалья сейчас – минздрав с Олегом Ярошенко во главе). Ни одного медучреждения, которым бы командовали мэры, в Иркутской области нет.
Правда, в федеральном законе сказано, что при желании полномочия или их часть можно и вернуть муниципалитетам. То есть властям районов и городов. Приняв соответствующий областной закон.
Проект такого закона, датированный 8 июля, и внесли в Заксобрание Прибайкалья депутаты Александр Гаськов («Справедливая Россия»), Виктор Побойкин («Единая Россия»), Ольга Безродных («Гражданская платформа»), Лариса Егорова («Справедливая Россия») и Артем Лобков («Единая Россия»).
При этом между Александром Гаськовым, который в заварившемся деле выглядит главной фигурой из названных, и Олегом Ярошенко давно длится противостояние. И Александра Юрьевича, главврача городской больницы №2 Братска и председателя комитета по законодательству о здравоохранении и социальной защите Заксобрания, многие вполне представляют в министерском кресле.
Не трогай шурина
Навскидку, один бесспорный плюс у реконструкции дореформенного порядка есть. Если у министра здравоохранения Иркутской области отнимут часть королевства, то он не дотянется именной шашкой до главврачей. В том числе хороших. Уволено им уже немало. И ведь многие из оставшихся, устав работать в страхе и муштре, усиливают позиции авторов законопроекта.
Правда, ослабив бравого Ярошенко, можно ненароком сильно ослабить и население области.
Гиппократ свидетель, мы совсем не фанаты Олега Николаевича! Но ведь возврат мэрам права командовать медициной плодит субъективный фактор еще больше.
Сейчас увольнение главврача – это, все-таки, кадровая смерть на миру. То есть эта проблема хотя бы широко обсуждается. И тотально решается заменой одного, пусть и очень большого человека с шашкой.
А что там будет происходить в муниципалитетах региона, если им вернут медицинскую власть, кто разберется? Кто застрахует население конкретного района от назначенного условным худоноговым главврача – шурина с дипломом зуботехника? Или, наоборот, от увольнения хорошего, но строптивого руководителя?
И ведь в проекте закона сказано, что муниципалитеты хотят занять и специализированной, в том числе высокотехнологичной, и скорой, в том числе скорой специализированной, и паллиативной медпомощью. У минздрава останутся профильные диспансеры. По соотношению масштабов – крохи.
Осложнения в лечении
Говорят, жителям будет проще жаловаться на качество медицины мэрам. Да, так каждый мэр и побежал – волосы назад – разбираться с любовно выбранной своими руками креатурой… Минздрав при всем желании на все муниципалитеты родственников и друзей не рассадит. И какой бы самодур ни был министр, ему за ЧП на местах отвечать больнее.
Говорят, что сегодня вопрос строительства поликлиник упирается в решение вопросов с землей. А если в этом деле будут рулить мэры, то вопрос отпадет. Пусть даже с землей, допустим, и отпадет, что бы это ни значило. А средства-то там же, в земле, в виде кладов искать?
А главное, если даже раздать всем мэрам много денег на здравоохранение, кто поручится, что везде их будут тратить грамотно?
В большинстве своем, главы муниципалитетов не смыслят в медицине. То есть, их новым подчиненным-главврачам надо будет регулярно объяснять слепому ощущение зеленого. Что надо купить, почему не подешевле, и кого из врачей бы отправить на учебу. А здравоохранение – дело специфическое. Высокотехнологичное. У мэра, допустим, котельная встала. Его костерят СМИ, гоняет МЧС и осаждают жители. Но он озаботится повышением квалификации коллектива горбольницы? Денег в бюджете, сколько сверху ни добавляй, нехватка!
Организмы у всех одинаковые
Полномочия для начала собрались возвращать только мэрам городов. Но потянут ли и они?
Артем Лобков, который из Усть-Илимска, представил, как за городскую медицину возьмется Анна Щекина? А у мэра, к примеру, Черемхово Вадима Семенова, с правительством конфликт. Пациентам ждать? А если мэр, наоборот, губернатору свой человечек, ЧП в местной медицине можно и замять? Когда виноват минздрав, замять сложнее.
А самое главное, ЖКХ в каждой территории свое. Уникальное. А вот организмы у всех жителей региона – одинаковые. Если пациента надо перенаправить в крупное учреждение, в одной системе это проще. А если будут все территории по отдельности, «чужим» пациентам достанется помощь по остаточному принципу.
А как быть с федеральными квотами на высокотехнологичную помощь? Как быть с медучреждениями в межмуниципальном статусе? Если меж конкретными муниципалитетами нет мира?...
Минздрав региона в ответ на неприятельский законопроект озвучил довольно убедительные цифры в пользу преимущества нынешней системы. Если врет – давайте проверим.
Опять же, очередная передача – это неизбежная неразбериха, лихорадка в системе. И тотальное переоформление документов – еще не главная проблема.
Как бы вместе с Ярошенко не выплеснуть пациентов…