Директор «ЭкоАльянса» о мусорном будущем Бурятии: «Лавочки и тротуарная плитка будут из ПЭТ»
В программе «Мнение» радиостанции «Эхо Москвы» прошла жаркая дискуссия с участием директора компании «ЭкоАльянс» Игоря Алексеева и неравнодушного жителя Улан-Удэ Александра Кононова. Бабр о важных аспектах, обсуждаемых в эфире, со своим виденьем ситуации.
Начнем с того, что неравнодушный житель подчеркнул, что для него с переходом на новую систему обращения с отходами ничего не изменилось, кроме цены. Теперь Александр вынужден платить в пять раз больше, не понимая, в чем заключаются нововведения, которые подтолкнули к увеличению тарифа за ТКО.
«Я плачу практически в пять раз больше, а что было, то и есть – я как ходил с мусорным пакетом до бака, так и хожу. Сейчас я хотел бы выяснить, какие обязанности есть у регионального оператора и что он должен делать».
В свою очередь Игорь Алексеев начал рассказывать своему собеседнику об основных задачах компании, попутно обозначив, что регоператор выполняет глобальную миссию по избавлению республики от свалок и сохранению природы Байкала. Многие жители республики уже могли лицезреть работу «ЭкоАльянса». Вот только немногие оценили старания оператора по достоинству.
Люди наблюдают следующую картину: мусорные свалки появляются почти в каждом дворе Улан-Удэ, а местами отходы и вовсе красуются на тротуарах. Что же касается ДНТ и СНТ, то там пока не найден способ для сбора ТКО. То жителям предлагают строить деревянные ящики, становящиеся приманкой для собак, то полки для пакетов. В районах Бурятии наблюдается несвоевременная утилизация мусора.
Ситуация с повышением тарифа также негативно сказывается на настроении населения. Многие люди, как и Александр, не понимают, почему они должны платить больше, если реформа направлена на минимизацию отходов. Игорь Алексеев подчеркнул, что на данный момент тариф стал справедливым, потому как рассчитывается на душу населения. При этом директор «ЭкоАльянса» объяснил, что формированием тарифа занималась республиканская служба по тарифам, что, бесспорно. Однако напомним, что регоператор предлагал цены за мусор куда выше, чем РСТ.
Более того, по словам Игоря Алексеева, в 2020 году регоператор включит в тариф еще и стоимость обслуживания свалок. Но при этом, как утверждает директор «ЭкоАльянса», цена за мусор не увеличится. Он обосновал это тем, что в 2020 году комбинат по благоустройству снизит стоимость за захоронение отходов. Что ж, поживем-увидим.
Помимо вышеперечисленного, собеседники поговорили о наболевшей теме для Бурятии, об утилизации мусора в леса. Игорь Алексеев отметил, что до прихода регионального оператора никто не контролировал, куда свозятся отходы, однако сейчас, как уверил директор «ЭкоАльянса», на каждой машине установлен ГЛОНАСС, а в местах, где ранее любили сбрасывать мусор, фотоловушки.
«В частном секторе Улан-Удэ на вывозе мусора раньше работали люди на своих машинах – те, у кого был длинный полуприцеп. Он проходил по пригородным улицам собирал и увозил мусор, но куда – вот вопрос. А у регионального оператора на всех машинах установлен ГЛОНАСС - мы знаем, где мы собираем мусор, и куда мы его повезём - явно не в лес. А вы уверены, что, забирая ваш мусор, он ехал не в лес?.. Сейчас региональный оператор совместно с природоохранными структурами навтыкал по периметру фотоловушек - и люди теперь бояться вываливать мусор в лес».
Похвально. Но в ответ на заявления директора «ЭкоАльянса» Александр привел в пример печальную мусорную ситуацию в Иволгинском районе.
«В Иволгинском районе за сопкой, на которой написано «Ом мани падме хум», у меня ощущение, что люди просто перебрасывают свой мусор через забор, потом ветер этот мусор несёт – вся сопка усеяна бытовым мусором».
Естественно, с обвинениями оппонента Игорь Алексеев не согласился и заявил, что люди выбрасывают мусор в установленный день.
«Александр, давайте с вами подъедем к этим людям и спросим - куда у вас сейчас уходит мусор и кидаете ли вы его, как вчера, через забор? И вам там, в Иволгинском районе, скажут - у нас есть установленный день, когда к нам приезжает мусоровоз и всё забирает - нам нет смысла кидать мусор через забор».
В заключении диалога Александр Кононов спросил: «Чего нам ждать в плане тарифов, и как вся система работы с мусором будет выглядеть в дальнейшем?», на что Игорь Алексеев дал ответ из разряда фантастики.
«Лавочки будут из ПЭТ, тротуарная плитка будет из ПЭТ, даже якорные цепи, висящие где-то, будут из ПЭТ, и мы перестанем захоранивать этот пластик. Торговые сети и население не будут платить за упаковку, которая потом пойдёт на обязательную переработку, как вторсырьё – все эти меры уже приняты, и вот-вот должны начать работать. Самое главное – надо предотвратить образование новых свалок, правильно направить потоки мусора, забрав его у населения. Далее, учёт должен быть прозрачным для всех. Я могу вам дать ссылку, на которую вы нажимаете и видите, где топчутся наши машины по всей республике. Задача регоператора - к концу года совместно с Минприроды сделать электронный вариант территориальной схемы, на которой должна быть обозначена каждая контейнерная площадка, её состояние, количество контейнерных баков, когда, как и кем она возится, контактный телефон. Что мы имеем сейчас? С 1 апреля мы начали работать в Улан-Удэ, и нам предоставили официальные данные - в городе 622 контейнерные площадки. Но, по факту, их оказалось 1650! Как город мог так значительно ошибиться? Значит, кто-то возил мусор втёмную, но сейчас всё должно выйти из тени, должна появиться прозрачность, и люди должны знать, за что они платят, и куда вывозится их мусор», - резюмировал Алексеев.
К сожалению, сегодняшнее положение дел не дает нам возможности поверить в слова директора «ЭкоАльянса». Совершенно очевидно, что пока не будет налажена система работы и не установится связь между населением, регоператором и природоохранными структурами, все останется по-прежнему, кроме тарифа, разумеется. Бабр следит за событиями.