Догма – это запрет мыслить. Сущность религии от Фейербаха
Он прожил 68 лет, посвятив большую часть жизни попыткам разъяснить окружающим их религиозные заблуждения, вытащить человечество из «мрака невежества» и направить его развитие в сторону научного разума.
27 июля исполняется 215 лет со дня рождения великого немецкого философа-материалиста Людвига Фейербаха.
За свои воззрения и первый опубликованный труд – «Мысли о смерти и бессмертии, по рукописям одного мыслителя с приложением богословско-сатирических эпиграмм» – один из величайших умов XIX века под давлением церкви и теологического сообщества был уволен из университета и отстранён от возможности преподавать, тем самым лишившись основного заработка. Опальный философ перебивался публикациями статей в журналах под вымышленными именами, прожил в нужде и умер в глубокой бедности.
Служители культа, кстати, до сих пор предпочитают не упоминать имя Фейербаха всуе. Уж больно складно и аргументированно изложил он антирелигиозные идеи в своих трудах «Сущность религии», «Сущность христианства» и «Основы философии будущего».
Некоторые мысли великого философа мы с удовольствием цитируем в день юбилея их автора.
Основу религии составляет чувство зависимости человека.
Вера неизбежно переходит в ненависть, а ненависть – в преследование.
Для веры нет ничего выше её самой, ибо её объектом является божественная личность. Поэтому она ставит вечное блаженство в зависимость от себя, а не от исполнения общих человеческих обязанностей.
Религия нуждается в вечном мраке невежества, нужды, технической беспомощности, некультурности.
Человек в религии имеет глаза, чтобы не видеть, чтобы оставаться слепым; он имеет разум, чтобы не мыслить, чтобы оставаться глупым.
Где мораль утверждается на теологии, а право – на божьих постановлениях, там можно оправдать и обосновать самые безнравственные, несправедливые и позорные вещи.
Насколько простирается желание блаженства, настолько, не дальше, простирается представление о божестве; у кого больше нет сверхъестественных желаний, для того больше нет сверхъестественных существ.
Чем ограниченнее кругозор человека, чем меньше он знаком с историей, природой и философией, тем искреннее его привязанность к своей религии.
Религия противоречит нравственности тем самым, что она противоречит разуму. Чувство добра тесно связано с чувством истины. Испорченность рассудка влечёт за собой испорченность сердца. Кто обманывает свой рассудок, не может обладать искренним, честным сердцем.
Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы.
Мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку, как единственную истинную религию, на место веры в Бога – веру человека в самого себя, в свою собственную силу.
Догма есть не что иное, как прямой запрет мыслить.
Любовь к науке – это любовь к правде.
Где появляются глаза и руки, там исчезают боги.
Необходимо, чтобы последовательный мыслитель пришел, наконец, к выводу, что смерть есть не частичный, а полный конец.
Мир желает быть обманутым.