Почему кресло губернатора стало обузой для Сергея Левченко
Сегодня мы расскажем о том, как Сергей Левченко, когда-то захудалый инженер, оказался в кресле иркутского губернатора. И что из этого получилось.
Де-юре Сергей Георгиевич Левченко в Иркутской области - типичный «варяг». Он родился в Новосибирске и до 1976 года жил именно в этом городе. В Новосибирске он окончил инженерно-строительный институт имени В.В.Куйбышева («Сибстрин»), где обзавелся связями и знакомствами, которыми пользуется до сих пор.
Сергей Левченко был весьма посредственным студентом, звезд с неба не хватал и, по словам сокурсников, был не прочь выпить и прогулять занятия. Институт он окончил кое-как и получил крайне неудачное, по советским меркам, распределение. Порядочные студенты отправлялись на крупные стройки, в Москву и Ленинград, а то и за рубеж, или в крайнем случае оставались в аспирантуре. Наш герой был отправлен рядовым инженером в третьеразрядное красноярское СМУ треста «Сибстальконструкция».
За шесть лет работы способные инженеры советского времени легко становились директорами предприятий. Сергей Левченко за это время смог дорасти до «высокой» должности начальника участка.
В 1982 году посредственного инженера Левченко перевели в самый дальний филиал - ангарское подразделение треста. И тут, после пяти лет работы в маленьком сибирском городке, к выпускнику новосибирского вуза пришла гениальная идея. Он осознал, что карьера инженера у него все равно не получилась - вероятно, ввиду технической бездарности. Однако в СССР для таких, как он, имелся роскошный выход - партийная карьера. Для такой карьеры требовались две мелочи: рабочее происхождение и хорошо подвешенный язык. И то, и другое у Сергея Левченко было.
И Остапа, как говорится, понесло. С партийными кадрами в бывшей зоне ГУЛАГа, а нынешнем молодежном городе Ангарске было не очень, поэтому в 1987 году руководство филиала треста предложило кандидатуру Левченко в районный совет народных депутатов и тайком перекрестилось, что наконец избавилось от такого «специалиста».
В том же году Сергею Левченко предложили непыльную должность председателя Юго-Западного райисполкома города Ангарска. 35-летний неудачник наконец-то увидел впереди широкую и светлую карьерную дорогу - нужно было только делать умный вид перед подчиненными, изображать придурка перед начальством и говорить с трибуны в соответствии с линией КПСС. Всё это Сергей Левченко умел делать безупречно.
В 1988 году Левченко стал вторым секретарем Ангарского горкома КПСС. Вторые секретари отвечали за идеологию. А значит, он работал в тесном сотрудничестве с так называемой «Пяткой» - пятым управлением КГБ, отвечавшим за борьбу с инакомыслящими. Человек на должности второго секретаря горкома КПСС не просто должен был сам быть стукачом - он был обязан организовать массовое стукачество на всех уровнях.
По всей видимости, получалось это непочётное занятие у Левченко хорошо - так как в 1990 году он был назначен первым секретарем горкома. В советском табеле о рангах бывший инженер стал фактическим хозяином города - хотя формально им был председатель городского исполнительного комитета. Но в реальности первый секретарь горкома мог приказывать председателю горисполкома, а вот наоборот - нет.
Карьера была, безусловно, стремительной - от неизвестного никому инженера до первого лица Ангарска за какие-то четыре года. От таких взлетов кружилась голова и у более умных людей, чем наш герой.
Впереди открывались бесконечные дали. Такая быстрая карьера не могла не остаться незамеченной. К перспективным выходцам «из низов» в советской партийной номенклатуре относились очень трепетно. Сергей Левченко мог рассчитывать уже через пару лет стать вторым секретарем областного комитета КПСС, еще года через три - первым секретарем обкома (должность, в СССР равнозначная нынешнему губернатору), а там, глядишь, и Москва, Центральный комитет, а годам к 55 можно замахнуться и на пост генерального секретаря ЦК КПСС. То есть первого человека в СССР. Чем, как говорится, Маркс не шутит.
И тут произошла катастрофа. Советский Союз распался, вся партийная система рухнула, а вскоре и КПСС была объявлена вне закона.
К чести 39-летнего Сергея Левченко следует признать, что, в отличие от миллионов своих партийных подельников, он не растерялся. Сразу после распада Советского Союза он, используя связи и пока еще работавший авторитет первого секретаря горкома, занял должность начальника Ангарского строительно-монтажного управления. Нам неизвестно, то ли у самого Левченко сработало чутье, то ли у него нашлись хорошие советчики - но начиная с 1991 года и до 1999 года он тихо и незаметно занимался приватизацией одного из крупнейших предприятий города - «Стальконструкции». Работники предприятия и сами не заметили, как бывшее государственное предприятие полностью перешло в руки семьи Левченко и стало их частной собственностью.
В советское время Левченко был хорошо знаком, в силу должностных обязанностей, с тогдашним заведующим сектором пропаганды ЦК КПСС Геннадием Зюгановым. В 1993 году Левченко без ложной скромности поплакался Зюганову, только что ставшему лидером партии, что в Иркутской области некому возглавить областной комитет КПРФ, а вот лично товарищ Левченко готов на такую жертву. Само собой, в обмен на вечную преданность лично товарищу Зюганову. Зюганов внял просьбе и назначил Сергея Левченко бессменным первым секретарем иркутского обкома. Старые иркутские партийные функционеры дружно утерлись, но смолчали.
Повторим. Сергей Левченко занимает пост первого секретаря Иркутского обкома КПРФ с 1993 года по сей день. Он сидит в этом кресле почти четверть века. О демократии разговор даже не идет: любой разговор о переизбрании секретаря обкома воспринимается как предательство и жестоко карается.
На следующий год Сергей Левченко благополучно избрался в Законодательное собрание Иркутской области первого созыва. А в 1997 году Зюганов, убедившись в реальной преданности иркутского товарища, ввел его в состав Центрального Комитета КПРФ.
Дальше началась история о золотой рыбке. Сергею Левченко захотелось стать губернатором. В 1997 году он заявил свою кандидатуру на выборах, но с треском проиграл опытнейшему управленцу и производственнику Борису Говорину, получив обидные 18% голосов.
Одновременно с этим Левченко, как говорили в 90-е, «крутил бизнес». Статус депутата Заксобрания ничуть не мешал ему в этом. Как не помешал и статус депутата Госдумы, куда он был избран в 1999 году. В период с 1997 по 1999, по данным ГУ МВД по Иркутской области, в отношении Сергея Левченко было возбуждено уголовное дело по статье 171 часть 2 (незаконное предпринимательство в составе группы или в особо крупном размере). По данным Информационного центра ГУ МВД, на 2000 год у Сергея Левченко имелась судимость по данному делу.
В 2001 году золотая рыбка зачесалась снова. Сергей Левченко выдвинулся на губернаторские выборы против действующего губернатора Бориса Говорина. И снова проиграл ему, набрав 45% голосов. Было обидно - прихвостни уверяли Левченко, что у него бешеный рейтинг и невероятная узнаваемость. Оказалось, льстят и врут.
В 2004 году Левченко не смог переизбраться в Госдуму и избрался в Заксобрание Иркутской области. Где просидел еще один созыв. Ничем примечательным на этой должности он не отметился - впрочем, бизнес отвлекал всё его внимание. И не только бизнес.
Еще в 1976 году, только окончив институт, Сергей Левченко женился на Людмиле Арестовой. С ней приехал в Красноярск, с ней переехал в Ангарск. Устроил ее на хорошую должность в администрацию города Ангарска.
Однако в конце 90-х Сергей Левченко познакомился с молодой амбициозной юристкой Натальей Соловьевой. И, как это часто бывает у сорокалетних бизнесменов, очень ей увлекся. Мы бы не стали упоминать здесь семейные дела, если бы сам Сергей Левченко не выносил их в публичное поле и не путался бы при этом в показаниях.
В частности, в одном из интервью Сергей Левченко утверждал, что женат на Наталье Соловьевой с 1998 года. Однако в 2003 году, баллотируясь в Госдуму, Сергей Левченко указал в документах, что женат на Людмиле Ивановне Левченко и проживает с ней вместе. Мы понимаем, бывает всякое. Но по всем признакам, именно на деньги Сергея Левченко бедная как церковная мышь юристка Соловьева создала в конце 90-х мощнейшую в Ангарске страховую компанию «Диана» с уставным капиталом 141 миллион рублей. А сам Сергей Левченко стал крупнейшим акционером этой компании.
Поэтому, повторим, нашему политику было не до подвигов в Заксобрании. Он был увлечен молодой подругой и деланием денег.
В 2007 году Сергей Левченко вновь переизбрался в Госдуму, в 2011 году избрался повторно. С 2007 по 2015 год Левченко практически не появлялся в Иркутской области, предпочитая казенную квартиру в Москве и немалую зарплату депутата. Бизнесом в Ангарске и Иркутске занимались его дети - Татьяна и Андрей.
Внимательный читатель заметит, что в жизнеописании нашего героя нет одной важной, а в Советском Союзе и обязательной детали - службы в армии. В биографии Сергея Левченко этот факт никак не отмечен. В СССР в армии служили два или три года - нигде в жизненном пути Левченко такой лакуны нет. Физически он здоров, в аспирантуре никогда не был, двух детей в юном возрасте не завел - то есть официальных мотивов для отсрочки у него не было. А это означает, что наш герой, по всей вероятности, банально «откосил».
А теперь - вишенка на торте. Сергей Левченко является... подполковником запаса Российской армии. Каким образом получено это звание, Сергей Левченко умалчивает. И не напрасно. Ведь для получения такого звания необходимо не просто отслужить в армии, но и закончить высшее специализированное военное учебное заведение. Есть где покопаться прокуратуре.
Дальнейшая история Левченко всем известна. Повторим ее кратко.
В 2015 году Сергей Ерощенко решил досрочно переизбраться на должность губернатора. А Геннадий Зюганов уговорил Сергея Левченко в очередной раз попытать счастья на губернаторских выборах. Совпали несколько факторов: чрезмерная самоуверенность Ерощенко, который не захотел «зарубить» Левченко на муниципальном фильтре и подарил ему несколько голосов, жесткий конфликт Ерощенко с строительными магнатами, которые щедро профинансировали кампанию Левченко, и общий протестный потенциал Иркутской области - в первую очередь города Иркутска.
После первого тура Левченко понял, что побеждает, и попытался трусливо сняться с выборов - прекрасно понимая, какой груз ответственности придется нести. Тогда в Иркутск примчался Зюганов и практически силой и обещаниями золотых гор заставил Левченко пойти на второй тур. Победа коммуниста, ни одного дня не трудившегося в структуре государственного управления, была шоком для всех - в том числе и для него самого.
Должность губернатора откровенно тяготит Левченко. Эта работа оказалась не такой простой, как представлялось со стороны. Им манипулируют приближенные, за его спиной творятся страшные и зачастую преступные дела. А отвечает за всё он лично.
Левченко явно скучает по беззаботным годам, проведенным в Госдуме. Он стар, он болеет, ему хочется на покой и нянчить внуков. А тут - катастрофа за катастрофой, катаклизм за катаклизмом. И каждый из них больно бьет по рейтингу губернатора. И, того и гляди, кто-нибудь из сидящих подчиненных скажет что-нибудь не то, а там и до уголовного дела недалеко...
Подведем краткой итог. Смелость порой заключается не в том, чтобы бросаться на амбразуру, а в том, чтобы сказать себе самому, что пора уходить. Жаль, не каждому это дано...