Мнение. Правительственная реформа летит в мусорный бак
Новая система обращения с отходами преподнесла немало неприятных сюрпризов как жителям России, так и исполнителям закона о ТКО. В авторской колонке РИА «Новый День» эколог и депутат Госдумы VI созыва Максим Шингаркин рассуждает о недостатках мусорной реформы и ее организации, а также рассказывает о положении дел в регионах. Бабр об основных моментах на примере Бурятии.
В статье депутат-эколог отмечает, что, несмотря на увеличение тарифов, региональные операторы не могут похвастаться устойчивым финансовым положением. Причина кроется в крайне низкой собираемости платежей за вывоз ТКО. В Бурятии этот показатель колеблется в пределах 30%.
«Позиция простых людей совершенно понятна. Они и так уже ежемесячно платят за капитальный ремонт, который обещан им в некой отдаленной перспективе. Теперь в квитанциях появилась еще весьма ощутимая строка за вывоз ТКО. Но ежедневно «любуясь» на переполненные баки, где раздельным сбором и не пахнет, каждый понимает, что никаких изменений в организации обращения с мусором не происходит. Значит, и платить не за что.», - говорит Шингаркин.
Региональный оператор Бурятии «ЭкоАльянс» смог немного исправить свою финансовую нестабильность с помощью налоговых льгот, которые ему любезно предоставили депутаты Хурала. Однако у него по-прежнему остаются огромные долги перед своими деловыми партнерами.
По мнению Шингаркина, в будущем шаткое положение регоператора может привести «к введению неких санкций против неплательщиков или новому повышению тарифа. Или, что наиболее вероятно, к радостной встрече новых проектов по строительству мусоросжигательных заводов, как якобы единственной альтернативы мусорному коллапсу».
Подчеркнем, что сжигание не способствует вторичной переработке и сокращению отходов. Это не идеальная стратегия для любого общества. Простое сжигание большинства отходов, без повторного использования некоторых из них, приведет лишь к экологическому ущербу, поскольку это может способствовать увеличению производства отходов.
На сегодняшний день раздельный сбор отходов в Бурятии почти не производится. Более того региональный оператор убрал контейнеры для сортировки, которые были установлены в некоторых районах Улан-Удэ, сославшись на расторжение договора с комбинатом по благоустройству, которому и принадлежали баки.
Логично, с одной стороны. А с другой регоператор мог заменить контейнеры комбината на собственные. Но у компании «ЭкоАльянс» просто-напросто не хватает техники для обслуживания таких баков. Следовательно, о сортировке в ближайшем будущем можно забыть.
Помимо прочего Максим Шингаркин отметил, что организация в России европейской системы сбора отходов обошлась бы бюджету гораздо дешевле и была бы намного эффективнее.
«…1 человек, как в коммерческом сегменте, так и в частном домовладении производит не более, а на самом деле менее 500 кг ТКО в год. То есть вся Россия ежегодно производит не более 70 миллионов тонн ТКО. И если в Европе утилизация одной «усредненной» тонны мусора обходится примерно в 8500 рублей (120 евро), то в пересчете по паритету покупательской способности в России эта цифра составляет около 3500 рублей. И, получается, на всю страну в год требуется не более 250 миллиардов рублей, чтобы организовать обращение с отходами «как в Европе». Взяв цифры из квитанций, приходящих нам сегодня в почтовые ящики, можно посчитать, что валовый годовой платеж населения России за обращение с отходами составит порядка 350 миллиардов. С учетом коммерческих организаций все 500 миллиардов, то есть полтриллиона.», - отметил депутат.
Что уж тут сказать, у России свой особый путь развития. Видимо это и мусорной реформы касается. Жаль только, что новый законопроект превратился в очередную «возможность осваивать массив денег» через коммунальные поборы