Выборы мэра Иркутска: политический коллапс уже в сентябре
Все идет к тому, что выборы депутатов Думы Иркутска 8 сентября 2019 года закончатся без явной победы того или иного властного клана, сражающегося за контроль над городом. Дума будет коалиционной, где найдется место и «красным», и «синим», и формально беспартийным депутатам. И это проблема.
Напомним, в настоящий момент мэр города выбирается открытым голосованием из числа депутатов Думы. Побеждает кандидат, заручившийся поддержкой не менее двух третей от состава депутатского корпуса (24 голоса). Полномочия действующего мэра истекают в марте 2020 года.
Учитывая сложившуюся ситуацию, можно предположить, что выборы нового мэра города пройдут по одному из трех базовых сценариев.
— Немедленные выборы градоначальника в сентябре 2019 года. Это возможно только при консолидированном голосовании 2/3 депутатов за конкретную (по сути безальтернативную) кандидатуру. Если же сильных претендентов несколько, по количеству властно-клановых фракций в Думе, то ни один из кандидатов с большой долей вероятности не сможет победить в первом туре. В этом случае будет назначен второй тур, а затем и третий, и так до бесконечности, пока кто-то не получит 24 голоса.
Такое голосование легко оборачивается тупиком — в ситуации, когда никто не имеет твердого большинства, все сводится к кулуарным торгам и переговорам, каковые в иркутских реалиях чреваты дальнейшей эскалацией конфликта. Это путь к серьезному политическому кризису не городского, но уже областного масштаба, ведь речь идет о невозможности определиться с городским начальством в столице субъекта РФ.
— Сохранение статус-кво до весны 2020 года. Второй сценарий плавно вытекает из первого: коллапс при голосовании в сентябре может вынудить основные группировки в том или ином виде заморозить вопрос для возобновления борьбы с целью получения решительного преимущества в весеннем политическом сезоне. Формально этому ничего не препятствует - полномочия действующей администрации, повторим, сохраняются до марта будущего года.
Этот вариант плох тем, что создает в истеблишменте большую неопределенность и турбулентность. Полугодовая кулуарная баталия в преддверии очередного ничего не гарантирующего голосования истощит все заинтересованные стороны, что дополнительно осложняется фактически стартовавшей кампанией по выборам губернатора в сентябре 2020 года. Вряд ли хоть кто-то в иркутских элитах хотел бы накладывать два этих события друг на друга.
— Возвращение прямых выборов мэра. По имеющейся информации, сразу же после ожидаемого тупика во время сентябрьского думского голосования несколько политических группировок могут выйти в Заксобрание с очередной инициативой о возвращении выборов мэра. Кто это будет? Сложно сказать: свои резоны есть у мэрии города, сторонников губернатора Левченко и даже руководства ИРО «Единой России», хотя именно последнее ранее упорно пресекало на корню все аналогичные попытки. Мы намеренно употребляем формулировку «группировки», а не партии, т.к. события в иркутской политике последних месяцев сильно девальвировали и размыли само это понятие.
Есть вероятность, что на уровне Заксобрания новый законопроект о прямых выборах получит поддержку всех основных фракций. В пользу этого говорит не только общеполитический расклад в регионе, но и то обстоятельство, что Москва явно ослабила вожжи по вопросу — так выборы мэров административных столиц были возвращены сразу в нескольких субъектах РФ, включая соседнее Улан-Удэ.
Сценарий может получить стремительное развитие: внесение законопроекта в сентябре, прохождение его через ЗС в октябре и последующее изменение Устава города в ноябре-декабре. Прямые выборы мэра Иркутска в этом случае пройдут весной 2020 года.
Кто-то скажет, что это невероятный сценарий. На это можно ответить, что в иркутской политике давно нет ничего невероятного. БАБР следит за развитием событий.