«Четырехдневка»: послабление или каторга для рабочих?
Девять крупных предприятий Бурятии, вошедших в национальный проект «Производительность труда и защита занятости», могут перейти на четырехдневную рабочую неделю. Многим импонирует тот факт, что работать придется меньше, но за ту же зарплату. Однако данное суждение лежит лишь на верхушке нацпрограммы.
Прежде, чем поговорить о тонкостях реализуемого проекта, обратимся к главным деталям. О возможности сокращения рабочей недели высказался ещё в июне премьер-министр Дмитрий Медведев. Назревшую необходимость он объяснил технологическим прогрессом и роботизацией производств в стране, что позволяет задуматься о высвобождении свободного времени у рабочего класса. Позже замминистра экономразвития РФ Пётр Засельский заявил, что сначала необходимо протестировать новшество на определённом количестве предприятий, а уж потом вводить режим «четырехдневки» на других.
В число подопытных вошла и Бурятия. Под эксперимент попали девять предприятий – Улан-Удэнский авиазавод, Улан-Удэнский лопастной завод, Селенгинский ЦКК, Улан-Удэнское приборостроительное объединение, «Дорстройсервис», «Бурятмяспром», «Бурятхлебпром», «Экофуд» и фабрика «Селенга».
От проекта ждут, что он поможет повысить производительность труда, невзирая на сокращение рабочей недели. Впрочем, пока нововведение вызывает лишь скепсис. Совершенно очевидно, что в одночасье предприятие не может модернизировать свои производства. Для этого необходимы время и финансы. Следовательно, на первоначальном этапе реализации проекта предприятиям придется повысить продолжительность рабочего дня. К тому же сотрудники, чья зарплата зависит от количества дней, все же рискуют потерять свои деньги.
Помимо прочего отметим, что любой бизнес нацелен на повышение прибыли. Следовательно, рост прибыли обусловит повышение рабочих планов, а значит и дневную выработку сотрудников предприятия. Таким образом, мнение, что люди будут работать меньше при сокращенной неделе, весьма ошибочно.
Более того, при условии, если планы предприятий выполняться не будут, цена товаров на рынке вырастет, что опять же на руку федеральным властям.
Также хочется напомнить, что Приборостроительное объединение Улан-Удэ перешло на четырехдневную рабочую неделю в январе 2019 года, еще до введения эксперимента в рамках нацпроекта. Тогда предприятие сократило как зарплату сотрудников, так и количество рабочих в цехах. При этом никакой модернизации производств на Приборостроительном заводе не осуществлялось, причиной для введения «четырехдневки» послужило сокращение гособоронзаказа.
Пока крупные предприятия Бурятии не перешли на четырехдневную рабочую неделю. В пресс-службе правительства республики подчеркнули, что это станет возможным только после получения хороших результатов в реализации нацпроекта. Однако, как показывают вышеизложенные расчеты, положительных итогов можно ждать очень долго. Бабр следит за событиями.