Великий и могучий. Бурятский язык порождает политические войны?
Вокруг темы бурятского языка назревает очередной скандал. При этом в разгорающемся конфликте возникает все больше заинтересованных сторон, чем можно было предположить.
Начнем с того, что 18 сентября лидер буддистов Дамба Аюшеев объявил, что газета «Буряад үнэн» теперь будет выходить не только на общем для бурят литературном хоринском языке, но и на кяхтинском, баргузинском, селенгинском и джидинском. Как пояснил Хамбо лама, такой подход позволит уравнять между собой присутствующие в бурятском диалекты и достигнуть понимания с монголами.
«Почему буряты из Кяхты только 11% и буряты из Селенги лишь 15% говорят на родных языках. Ответ прост они физиологически, как 7 млн монголов, не могут выговорить букву h. Таким образом для них были закрыты двери во все культурные и руководящие учреждения Улан Удэ. Есть ли в мире методика, чтобы 7 млн монголов заставить говорить наше великое литературное h? Ответ - нет. Вот потому то надо выпускать газету Бүриад Үнэн на селенгинских языках. Тогда есть возможность, что 7 млн монголов будут узнавать и понимать, что же происходит в нашей солнечной Бурятии. Сейчас же тираж газеты Бүриад Үнэн доходит лишь до 4 тысячи», - заявил Дамба Аюшеев.
Сразу после заявления Хамбо ламы на сайте ARD появляется письмо от якобы ведущих ученых Бурятии к жителям республики, в котором затронута такая тема, как неоцененность литературного бурятского языка. Согласно опубликованной статье, выпуск газеты Бүриад Үнэн на разных диалектах вызовет лишь «разобщение, низведение бурят до уровня этнического трайбализма», и тем самым еще больше подогреет конфликт внутринациональной вражды. Помимо прочего в письме отметили, что разного рода диалекты ограничены в плане письменных норм, а потому, по мнению автора, неприемлемы для печати, нежели литературный язык.
Позже телеграм-канал Ньюбур сообщил, что за странным письмом на ARD стоит небезызвестный министр образования Баир Жалсанов, который уже провалил попытку сохранить бурятский язык. Более того, никто из ученых не подписывался под словами опубликованного документа. Как утверждает инсайдер, в преддверии появления на ARD письма научные деятели лишь обсуждали языковую проблему.
По мнению «Ньюбур», именно Жалсанов является ключевой фигурой, которая сталкивает интересы двух ветвей власти, провоцируя конфликт между главой Бурятии Алексеем Цыденовым и Традиционной буддийской сангхой в лице Хамбо ламы.
С одной стороны, внутринациональный конфликт действительно на руку Баиру Жалсанову. Таким образом министр пытается оттенить внимание общественности от собственных провалов, немало накопившихся за его трудовую деятельность. Здесь и проблемы сохранения бурятского языка, и преступления в сфере госзакупок, и финансовые нарушения в Бурятском национальном лицее-интернате №1, и низкая работоспособность Минобразования в целом.
С другой стороны, разногласия между ветвями власти могут быть также выгодны и третьим лицам, представителям так называемого «западного» клана, а конкретно Игорю Зураеву, лоббирующему интересы этой группы в Правительстве Бурятии. Это прослеживается на фоне внезапной отставки председателя комитета по образованию администрации Улан-Удэ Ульяны Афанасьевой, которая непосредственно связана с «западными».
Как известно, Игорь Зураев планировал усадить чиновницу в кресло министра образования Бурятии. Однако в связи со скоропостижной отставкой, планы зампреда на Афанасьеву накрылись медным тазом. Более того, согласно некоторым данным, на место председателя комитета по образованию администрации претендует человек, приближенный к лидеру буддистов Дамбе Аюшееву. А это уже повод для того, чтобы усилить столкновения между властью и буддийской сангхой.
Как ни посмотри, а тема бурятского языка вновь стала предметом раскола и конфликта в республике. При этом, стороны вовсе не пытаются решить внутринациональную проблему, а лишь с ее помощью лоббируют собственные интересы.
Ранее на Бабре:
Война за власть в Бурятии: стихийное бедствие «западного» клана