Байкал продолжают загрязнять: переживут ли байкальские рачки людей?
В то время как туристы загрязняют Байкал, а Минприроды ищет способы, чтобы заработать на уникальном объекте, иркутские учёные думают над тем, как обезопасить озеро от негативного воздействия. Исследователи из НИИ биологии ИГУ будут использовать новый, современный способ, чтобы проследить за экологической обстановкой Байкала.
Для этого им необходимы байкальские рачки (гаммарусы) и их гены. С помощью них учёные проследят за тем, как тяжелые металлы и другие токсины влияют на работу генов рачков, живущих в озере Байкал. Статью о своей работе иркутяне опубликовали в престижном международном научном журнале BMC Genomics.
В работе принимают участие не только иркутяне, то также учёные из Германии и Австрии. Стоит отметить, что метод, который использует большая международная команда представляет собой современную методику, которая широко используется в ведущих исследовательских центрах мира. В методе используется высокотехнологическая приборная база иностранных партнеров.
«Ситуация на Байкале еще не настолько критическая, как в эксперименте, однако тенденция неутешительна. В озере наблюдается постепенный рост температуры, образуются очаги загрязнения в прибрежных сообществах. Пока местные рачки еще могут конкурировать с видами-вселенцами, однако дальнейшие изменения температурного режима и качества среды могут лишить их этого преимущества», - рассказывает один из авторов исследования, директор НИИ биологии ИГУ, профессор Иркутского государственного университета Максим Тимофеев.
Как объясняет профессор Тимофеев, виды-пришельцы могут попасть в Байкал с любой из сотен несущих в него воду больших и малых рек, а также по воздуху (например, с птицами) или в результате деятельности человека (например, рыбаки давно используют рачков в качестве прикорма). Разница в том, что раньше такие «чужаки» редко приживались в Байкале. Все дело в том, что местные эндемики в стандартных байкальских условиях более конкурентоспособны, чем чужеродные виды. Но конкурентоспособность работает только в условиях, не испытывающих критических воздействий, а при повышении температуры, загрязнении и тому подобное, эндемики утрачиваются свои преимущества.
Если на больших глубинах Байкала вода веками находится в стабильных температурных условиях – 3-4 градусов, то в поверхностных слоях это не так. Там температура последовательно повышается уже седьмое десятилетие.
Это видно из результатов проекта многолетнего непрерывного мониторинга пелагиали озера Байкал (проекта «точка №1», который ведёт НИИ биологии уже более 70 лет). Учёные отмечают, что среднегодовая поверхностная температура Байкала повысилась более, чем на градус. Кроме этого, имеются сдвиги и в сторону сокращения срока периода, при котором Байкал покрыт льдом. Наблюдаются изменения в температурном режиме прибрежных районов литорали. Это не может не отражаться на биоте озера.
«В новом исследовании мы использовали методы секвенирования нового поколения (конкретно секвенирование РНК), то есть оценивали, что за транскрипты синтезируют животные, которых мы содержали при нормальных условиях или подвергали какому-то воздействию. Дело в том, что все живые существа постоянно синтезируют краткие «инструкции» в виде РНК по синтезу нужных им белков, и по тому, как изменяется спектр вот этих «инструкций», можно судить, как изменились нужды организма (например, понадобилось больше белков, защищающих от этих токсикантов, или стало не хватать энергии на какие-то процессы)», - объясняет Максим Тимофеев.
Пока результаты указывают на то, что сибирские рачки уже успели приспособиться к жизни в загрязненной воде, тогда как их байкальские родичи ещё не сделали этого. Неспособность перенести новые виды стрессов может привести к изменению байкальского биоразнообразия, а затем и к изменению экосистемы в целом.