Гусиноозёрск: депрессия на фоне труб. Репортаж Бабра
Начиная с 2019 года, репортажная группа Бабра совершает экспедиции по всем районам Бурятии. О своих наблюдениях Бабр рассказывает в серии репортажей.
Город Гусиноозёрск возник в 1938 году как лагерь ГУЛАГ НКВД СССР. Бесплатная рабочая сила была нужна для добычи бурого угля, месторождение которого находится прямо на берегу Гусиного озера.
Изначально на шахтах трудились заключенные Букачанского исправительно-трудового лагеря, управление которого находилось в поселке Букачача в Читинской области. В 1940 году лагерь получил самостоятельность и был переименован в Гусиноозерлаг. В нем находилось около двух тысяч заключенных. После расформирования лагеря поселок получил звучное название "Шахты".
На стеле на въезде в Гусиноозерск определенно не хватает еще двух фигур - заключенного с кайлом и охранника с винтовкой. Часть население города - потомки и зэков, и вертухаев. Лагерь осталься в прошлом - менталитет зоны остался. Он всюду - и в гопниках с бегающими глазами, и в изможденных работягах-шахтерах, и в курящих и нетрезвых женщинах, и в городском начальстве - высокомерном с подчиненными и трусливом при вышестоящем руководстве.
Вокруг города - отвалы шахт. Экология никого не волнует. Красоты - тоже. Гусиноозерск находится неподалеку от железнодорожной ветки в Монголию и Китай, по которой проезжают сотни туристов. Никто из них не выходит на станции Загустай, чтобы попасть в город.
Отсутствие туристов, депрессия населения и наплевательское отношение со стороны городских властей видны во всем. В городе одна гостиница, наспех переделанная из общежития, соседствует с кучей заведений родом из 90-х.
Бизнес отнюдь не процветает. Уровень покупательной способности низкий, несмотря на то, что и шахты, и гусиноозерская ГРЭС исправно работают. До "Интер РАО", владеющей ГРЭС, далеко, конкуренции нет, бежать некуда. Молодежь, окончив школу, либо пополняет ряды криминала и алкоголиков, либо сбегает в Улан-Удэ, Читу и Иркутск.
Здание мэрии. С торца в нем расположилась комиссионка и скупка. Это - самый центр города. Весьма многозначительно.
А это та самая мэрия, отдавшая половину здания под бутики. Про мэра говорят вполголоса, но ничего хорошего. Именно тут сидит мэр города Андрей Кудряшов и глава района Станислав Гармаев. Соседство весьма плодотворное: район не дает городу деньги, очень удобно сваливать на это обстоятельство бездействие властей. Говорят, оба чиновника живут в Улан-Удэ и появляются в зоне своей ответственности достаточно редко.
Нам не удалось выяснить, кто из городского начальства живет в этом роскошном доме, построенном прямо напротив мэрии. Но догадаться нетрудно.
Владимир Ильич здесь тоже родом из ГУЛАГа. То ли вертухаи почки отбили, то ли от чифира корёжит вождя мирового пролетариата.
Как всегда происходит в депрессивных районах, в Гусиноозерске заправляет ЛДПР. Популистские обещания хорошей жизни все еще влияют на потерявший надежду электорат.
Трубы Гусиноозёрской ГРЭС видны из любой точки города. Напомним - про экологию никто не вспоминает. ГРЭС выдает 1100 мегаватт электроэнергии и 240 ГКал тепла. Этого с лихвой хватает и на город, и на экспорт. "Интер РАО" богатеет, все выбросы остаются на долю жителей Гусиноозёрска. Уран, оксиды серы, оксиды азота, угарный газ, бензапирен - это лишь краткий перечень опаснейших веществ, которыми дышат гусиноозерцы. Онкология и легочные заболевания в городе зашкаливают.
К слову, в районе очень частые землетрясения. Само Гусиное озеро в современном виде сформировалось в результате землетрясения 1869 года. Что будет с ГРЭС и городом в случае еще одного сильного землетрясения - неведомо никому. Между тем сток из озера через реки Баян-гол и Селенгу попадает в Байкал. Туда же попадают и все сбросы ГРЭС.
Придомовые территории оформлены в шизофреническом стиле социалистического застоя.
В полуподвальных магазинчиках в стиле 90-х продается все, что душа просит. И круглосуточный алкоголь, и более запрещенные вещества.
Жалкая попытка капремонта. Дома в основном построены в середине 60-х годов прошлого века. Все они требуют полной и капитальной реставрации. Пока хватает денег только на крышу.
Символ ГУЛАГа - дом культуры "Шахтер", он же ЗАГС, и две фигуры - то ли заключенных, то ли вертухаев. Во взгляде женщины читается немой вопрос о судьбе получки.
Слева и справа от дома культуры - буддийский дацан и православный храм. В стиле нетленного шлягера Семёна Слепакова "не выгорит здесь - выгорит там".
Нетрудно заметить, что количество браков отнюдь не радует количеством. Те, у кого есть деньги на свадьбу, предпочитают сначала переехать в Улан-Удэ. А лучше - в Москву.
Город со стороны дома культуры смотрится даже красиво. Наверное, так же красиво он смотрелся, когда внизу были бараки и вышки охраны.
Местные бомжи отираются, как всегда, у входа в церковь. Тут же и пьют. За двое суток пребывания в городе репортажная группа не увидела ни одного полицейского.
Храм православный, однако местный хор исполняет что-то откровенно развесело-протестантское. Впрочем, лишь бы не пили.
Незамысловатый и пустынный парк на задах дома культуры. Идеальное место для распития напитков, драк и обжиманий с покладистыми пейзанками.
Ответ на вопрос, куда мэрия истратила немалые средства по статье "патриотическое воспитание". Край приграничный, воякам проще подарить пару танков мэрии, чем утилизовать их.
Писк культуры - репертуар "Дня Гуся", он же день города. Нетрудно заметить, что весь вечер на арене одни и те же лица. Негусто и неинтересно. Кстати, гусей на Гусином озере давно нет.
Еще один Ленин - на этот раз более строгий и внутри дома культуры.
Дикие собачьи стаи - повсеместно. Безопасность детей никого не волнует. Эта стая была сфотографирована около забора детского сада.
Тут когда-то был асфальт. О благоустройстве города вопросы даже не поднимаются. Бюджет чахлый, с трудом хватает на коттеджи руководству города.
Мусорная реформа? Нет, не слышали. Мусор в городе валяется повсюду.
В Гусиноозерске масса заброшенных многоквартирных домов. Народ бежит, жить некому, за коммуналку не платят. Пока не Гарлем, но уже скоро...
Школа - источник знаний. Забор без ворот, школа без охраны. Напомним - всем наплевать.
Население настолько погрязло в кредитах, что даже не пытается их выплачивать. Проще напиться дешевого пива и забыться - хотя бы на вечер.
Алкоголизм и наркомания процветают. Неудивительно.
Символично.