Деньги в чужом кармане: сколько получил Сергей Левченко от Иркутской области
Сейчас, перед ожидаемым досрочным уходом Сергея Левченко с поста губернатора Иркутской области, у многих возникает вопрос: а сколько сумела заработать высокопоставленная семья за эти четыре года?
Вопрос отнюдь не из области «считать деньги в чужом кармане». Считать доходы высокопоставленных чиновников не только прилично, но и необходимо. Это вынужденная мера защиты народа от коррупции.
Летом 2015 года Сергей Левченко позиционировал себя как «народного губернатора», бессеребренника, готового отдать нуждающемуся последнюю рубаху. Кандидат демонстративно катался на потрепанной «Ниве» и ходил в обычных джинсах. Для пущего имиджа только что избравшийся губернатор даже снизил свою зарплату на целых 10 процентов сразу после избрания. Этот факт был широко растиражирован прикормленными СМИ.
Естественно, Сергей Левченко лгал. Он никогда не был бессеребренником и всегда жил на широкую ногу.
Напомним, к моменту распада СССР Сергей Левченко занимал пост первого секретаря Ангарского горкома КПСС. Это очень высокая должность в советской партийной номенклатуре, которая предполагает не только большую зарплату, но и огромное количество привилегий, недоступных простому человеку. Левченко еще тогда привык и к роскошным казенным квартирам, и к бесплатным дачам, санаториям и домам отдыха, к дефицитным продуктам и технике.
В 1992 году семья Левченко оперативно прибрала к рукам процветающее советское предприятие - завод «Стальконструкция». Зарплату себе новоиспеченный директор и владелец назначил нескромную - о чем, впрочем, никогда вслух не говорил. В 1993 году, принеся вассальную клятву только что избранному лидеру КПРФ Геннадию Зюганову, Левченко занял кресло первого секретаря иркутского обкома КПРФ, где получал и получает по сей день внушительную зарплату.
В 1994 году, пользуясь поддержкой Зюганова, Левченко проскочил в депутаты Законодательного собрания Иркутской области, где незамедлительно попросил для себя все полагающиеся льготы и материальные дотации. А в 1999 году Сергей Левченко оказался в Госдуме, с высокой зарплатой и на полном государственном обеспечении. В Госдуме он просидел 16 лет, вплоть до исторического 2015 года.
Правда, родной Ангарск Левченко не забывал. Ведь там был его бизнес, ЗАО «Стальконструкция», структура, поистине несущая золотые яйца. Партбилет КПРФ нисколько не давил карман коммунисту Левченко: он вел свой бизнес со всей капиталистической жестокостью, так хорошо описанной Карлом Марксом.
По самым скромным оценкам, к моменту своего избрания на пост губернатора, Сергей Левченко имел только официальный доход не менее миллиона рублей в год. Мы тут не говорим о практике продаж мест в списках на выборах, чем КПРФ регулярно зарабатывала солидный суммы. По имеющейся информации, гарантированное прохождение по списку КПРФ, к примеру, в Законодательное собрание Иркутской области, обходится клиенту минимум в 50 миллионов рублей. Само собой, на все выборы, в которых участвовал Левченко, он тратил не свои личные, а партийные деньги - либо деньги инвесторов, которые затем получали решение нужных вопросов и даже принятие «правильных» законов.
Встав у руля Иркутской области, Сергей Левченко развернулся по полной программе. Первым делом он поставил на все ключевые посты своих людей, практически блокировав функции контроля и учета. Это позволило достаточно свободно обращаться с бюджетными средствами. Одним из важных постов такого рода была должность директора Корпорации развития Иркутской области, мутной конторки, через которую прокачиваются огромные деньги. При КРИО открыты несколько фондов, через которые деньги окончательно уходят от контроля.
С помощью своей «правой руки», заместителя губернатора Дмитрия Чернышова, Левченко организовал несколько стабильных потоков финансов. В первую очередь это лесозаготовки. На ключевой пост был поставлен хитрый и опытный делец, в прошлом промышлявший околокриминальным лесом, а ныне ставший министром - Сергей Шеверда. В схемах Шеверды-Чернышова сейчас разбираются следственные органы, однако с учетом властной «крыши» они лежат на поверхности. Через Министерство лесного комплекса проводится фальшивая экспертиза, которая определяет участок леса как «зараженный», после чего лес приговаривается к утилизации. И тогда за бюджетный счет он пилится и проводится по бумагам как утилизованный, а на самом деле продается как высококачественный лес в Китай. Именно так был уничтожен заказник Туколонь и многие другие участки заповедной тайги.
Не менее эффективные схемы проводятся и через госзакупки, и в сфере строительства, и через региональный минздрав.
Личный дела Левченко успешно поправляет через родственников. Хорошо известен скандал с фирмой «Звезда», тесно связанной с семьей Левченко и получившей огромные контракты на ремонт лифтов в городах Иркутской области. Практически все работы были провалены, деньги ушли в карманы ушлых аферистов. По данным ФАС, «Звезда» вступила в сговор со своими конкурентами и заключила с ними соглашения, которые позволили фирме победить в аукционе и получить подряд на 558 миллионов рублей.
Страховая компания, которой долгое время владела супруга губернатора, по-прежнему получает очень выгодные контракты от Иркутской области. Такие же контракты получает и фирма «Стальконструкция», которой владеет сын губернатора.
Отметим, что к концу 2018 года сын губернатора Андрей Левченко и дочь губернатора Татьяна Мордуева задолжали кредиторам по своим коммерческим делам 58 миллионов рублей. Этот долг они не хотели отдавать ни под каким видом и максимально затягивали судебные процессы, на полную мощность используя юридический аппарат правительства региона. Только когда зашел вопрос о банкротстве, долг был отдан путем странной махинации с дружественным губернатору банком «Солидарность». А спустя пару месяцев именно «Стальконструкция» стала главным подрядчиком по восстановлению и строительству жилья в зоне паводков...
Так сколько же смог заработать Сергей Левченко за четыре года на Иркутской области? Много. Одна только официальная зарплата губернатора, по самым скромным оценкам, составляет полмиллиона рублей в месяц. При этом губернатор живет в съемной квартире за бюджетный счет (около 90 тысяч в месяц), выстроил нескромный трехэтажный особняк на Байкальском тракте на 25 сотках земли (по приблизительной оценке, только дом стоит минимум 80 миллионов), имеет автопарк из несколько автомобилей, принадлежащих Иркутской области, каждый стоимостью минимум 5 миллионов рублей. Любопытно, что за 2018 год губернатор задекларировал годовой доход в сумме 5 миллионов рублей - стоимость «Land Cruiser» в самой простенькой комплектации.
Губернатор регулярно ездит за границу вместе с женой и свитой приближенных - само собой, за бюджетный счет. Сейчас уже понятно, что все эти поездки - просто развлечения. В частности, супруга губернатора катается туда за счет региона, не будучи ни сотрудницей правительства, ни журналистом губернатороского пула. Никаких инвестиционных проектов в регион они так и не привлекли. Более того - есть информация, что во Вьетнам Левченко катается не просто так, а ведет переговоры о покупке значительного участка земли под дачу на берегу моря. По данным Контрольно-счетной палаты Иркутской области, по состоянию на начало лета 2019 года все поездки губернатора обошлись бюджету в 65 миллионов рублей.
Отметим, что Сергей Левченко не относится к числу людей, которые не помнят добро. Он не только обогащается сам, но и успешно помогает в этом процессе своим ближайшим друзьям и соратниками. Так, «серый кардинал» правительства Дмитрий Чернышов накопил не только на безбедную старость, но и на огромную виллу в Италии. Такую же виллу прикупил и одногруппник Чернышова по университету, бывший директор «Корпорации развития Иркутской области» Владимир Перетолчин. Зампред Виктор Кондрашов умудрился получить в собственность территорию бывшего Хужирского рыбзавода, где с грубым нарушением «Закона о Байкале» выстроил комфортабельный гостиничный комплекс. И это - только капля в море многочисленных дач, фирм, бизнесов, которыми поправляют свои дела чиновники иркутского правительства.
Парадоксально, но отставка губернатора для всей этой околокриминальной шайки может быть настоящим благодеянием. Нет губернатора - нет и следов преступлений и коррупции. На места министров придут новые люди, появятся новые документы, а старые утонут в архивах. И миллиарды денег из бюджета Иркутской области так и останутся в карманах семьи Левченко и их подельников.
А жаль...