Нам пишут. Бурятия саботирует федеральную судебную реформу
В стране полным ходом идет судебная реформа, широко анонсированная общественности лично председателем Верховного суда Вячеславом Лебедевым. Основная идея реформы заключается в создании системы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, осуществляющих свою деятельность на территории нескольких субъектов федерации, что по мнению авторов должно привести к большей независимости судов и, в итоге, значительному улучшению качества правосудия. С 1 октября 2019 года в стране начали работу девять кассационных и пять апелляционных судов общей юрисдикции.
Республика Бурятия, как и Иркутская область, отнесена к юрисдикции восьмого кассационного суда, находящегося в городе Кемерово. Что для нас с вами это значит? Например, чтобы обжаловать приговор районного суда и принятое по нему решение Верховного суда Бурятии или Иркутского областного суда в кассационном порядке, теперь необходимо будет обратиться в кассационный суд в Кемерово.
Раньше кассационные жалобы рассматривались в судах субъектов и лишь затем подлежали рассмотрению в Верховном суде России. Кроме того, суды субъектов федерации рассматривали и будут продолжать рассматривать также и апелляционные жалобы на судебные решения районных судов, принятых по первой инстанции. К слову, судебная реформа как раз и обосновывалась авторами недопустимостью сосредоточения кассационных и апелляционных полномочий в одном суде.
Казалось бы, у тех, кто, по их мнению, осужден незаконно и несправедливо, появилась надежда на законное и справедливое решение суда. Но не тут-то было. В Бурятии заявители столкнулись с неожиданными трудностями. Согласно части 5 статьи 401.4 УПК РФ к кассационной жалобе должны прилагаться копии обжалуемых судебных решений, при этом копии обязательно должны быть заверены судом. Согласно части 1 статьи 401.5 УПК РФ, жалобы, поданные с нарушением требований закона, могут быть возвращены без рассмотрения.
Зачастую у многих такие копии отсутствуют, в связи с чем люди вынуждены обращаться в районные суды для их получения, при этом суды под любым предлогом в их выдаче отказывают. Например, заместитель председателя Кяхтинского районного суда Ирина Анатольевна Тараева в одном из случаев сослалась на отсутствие уголовного дела в суде и его нахождение в Верховном суде Бурятии. Однако и Верховный суд Бурятии отказал в выдаче, указав, что решения районного суда должны там же и получаться. Как говорится, круг замкнулся - или хотели как лучше, а получилось как всегда.
Думается, вряд ли авторы реформы предусмотрели такую простую, но действенную форму ее саботажа. Интересно, а в остальных субъектах каково положение дел или это только бурятское «ноу хау»?
Д., житель Бурятии
Читайте также:
Нам пишут. Про беспредел судейской "мафии" в Бурятии
Нам пишут. Как я стал жертвой беспредела силовиков в Бурятии
Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]