Худшие главы Бурятии в 2019 году. Рейтинг Бабра
Минувший год для Бурятии выдался богатым на политические скандалы. Почти все они были связаны с деятелями республиканского уровня, но не сильно отставали и районы, жителей которых каждый день испытывали на прочность местные лидеры. По ходу всего 2019-го Бабр в ежемесячном режиме отслеживал работу глав муниципалитетов и выбирал тройку худших – коррупционеров, лжецов, виновников крупных бедствий и грязных политических игроков, наконец просто слабых и некомпетентных управленцев. Настало время подвести итоги года.
В итоговой рейтинг попали те руководители, которые чаще всего упоминались в ежемесячных. За каждое первое место глава получает три очка, за второе – два, за третье – одно; у кого больше всего баллов – тот хуже всех. Поехали.
3. Сергей Семенов, Прибайкальский район
Глава Прибайкальского района – персонаж в своем роде уникальный. Впервые он попал в рейтинги худших от Бабра лишь в сентябре, а первого места не занял ни разу, но все равно попал в топ-3 по набранным очкам. Это фирменный стиль Сергея Семенова – начиная грешить, остановиться он уже не может. Угодив в списки худших в сентябре, покинуть он их до конца года так и не смог – четыре вторых места подряд. И есть за что.
В сентябре Семенов попался на проведении фейковой сессии районного совета депутатов. Коварный обман понадобился главе района для того, чтобы отмазать друга-коррупционера, а замешаны в афере оказались высокопоставленные чиновники республиканского уровня.
В октябре домой к главе и в администрацию района пришли следователи с обыском – по делу о коррупционных схемах Семенова по продажу прибайкальской земли. Против руководителя муниципалитета возобновили уголовное дело.
В ноябре он попытался отменить прямые выборы главы района и запудрить мозг Алексею Цыденова, но обе затеи провалились.
В декабре Семенов «отличился» вскрывшейся махинацией со строительством Нестеровской школы и попыткой лишить жителей аварийных домов положенного им по закону жилья.
Сергея Семенова можно с уверенностью назвать худшим руководителем Бурятии во второй половине 2019-го – от общего лидерства его спасла лишь «тихая» первая половина. Которая, впрочем, не означает, что в начале года Сергей Семенов не нарушал закон, не обманывал избирателей и тянул Прибайкальский район на дно. Просто ему удалось обойтись без публичности – что ж, значит она настигнет его в 2020-м. По-другому в политике и не бывает.
2. Иван Альхеев, Тункинский район
Тункинский руководитель более стабилен – он регулярно попадал в рейтинги худших в течении всего 2019 года. В активе Ивана Альхеева два первых места и три третьих – девять очков и второе место в годовом зачете.
В феврале глава Тункинского района назначил заместителем по социальным вопросам Альхеев владелицу винно-водочного магазина Ларису Богомол; так себе резюме для чиновника, ответственного за вопросы семьи, детства и спорта.
В июне и июле Альхеев сделал тункинские курорты по сути своими личными предприятиями – народу они теперь принадлежат лишь формально. В этот же период с благословения главы района в Аршане началось строительство школы в русле селевого потока, что чревато страшным бедствием через несколько лет.
В октябре Иван Альхеев «кинул» федеральное министерство на 3,5 миллиона рублей, что аукнулось налогоплательщикам всей Бурятии, а в декабре взял, да отменил прямые всенародные выборы главы района. Тем самым обеспечив свою несменяемость. Но как мы знаем по опыту главы Заиграевского района Александра Бурлакова, отмена демократии часто приводит глав-царьков к уголовным делам и тюрьме. Для Ивана Альхеева 2020 год точно не будет спокойным.
1. Виктор Очиров, Иволгинский район
Если вторая половина 2019-го прошла под знаком прибайкальца Семенова, то в первой половине «отжигал» иволгинец Очиров. Он же, к слову, год назад стал худшим главой 2018-го – в 2020-м нам предстоит проверить, так ли уж любит бог троицу в случае с Иволгинским районом.
В феврале глава муниципалитета пытался купить на бюджетные деньги кабак, в котором обычно проводит корпоративы. В этом замечательном заведении он намеревался открыть дом культуры, но бездушные агенты запада в лице оппозиции помешали этому гениальному плану.
В марте Виктор Очиров угодил в скандал с жильем для сирот – информация не подтвердилась, но грязные слухи все равно навредили его карьере.
В апреле 2019-го власти Бурятии как могли «отмазывали» преступника Очирова от отставки. Это вообще самая знаковая история года в районах – суд и прокуратура признали человека виновным и настаивали на его отставке, но правительство республики решило иначе. Лояльность решает.
В мае едва спасшийся от отставки Виктор Очиров вдохновился и решил отменить прямые выборы главы района. А еще в районе внезапно сгорел архив, где можно было найти много интересного за подписью нынешнего главы района и его соратников.
За год Виктор Очиров трижды возглавлял ежемесячные рейтинги худших и по разу занимал второе и третье места. 12 очков – рекорд этого года.
Всего за 12 месяцев 2019-го Бабр опубликовал 11 рейтингов худших (один из которых оценивал глав по итогам двух месяцев сразу). В них успели попасть 14 глав из 13 районов и городов республиканского значения (Баргузинский район успели представить и Алексей Балуев, и Михаил Мишурин).
В 2020-м Бабр продолжит на регулярной основе отслеживать деятельность глав районов. Веселье только начинается.