Красноярский смог и узбекский электромобиль
Красноярск в очередной раз оказался покрыт смогом. В который раз уже объявляли режим "черного неба" - сказать уже трудно. Много раз. Причины образования смога назывались разные: выбросы промышленных предприятий и электростанций (которые и в самом деле знатно коптят), лесные пожары и горящие свалки. Среди причин редко называлась лишь одна, но, пожалуй, самая главная - автомобильный выхлоп. Еще в 2017 году по официальным данным мэрии Красноярска, доля автомобилей в загрязнении атмосферы составляла 43%.
В общем, это неудивительно. В Красноярске около 400 тысяч автомобилей, причем, судя по сообщениям, в последние годы красноярские автомобилисты стали чаще покупать подержанные автомобили, которые дают большее количество загрязняющего выхлопа: оксидов азота и несгоревших углеводородных соединений, чем новые автомобили. Автомобильный выхлоп гораздо опаснее промышленного и энергетического. Предприятия и электростанции все же пользуются высокой дымовой трубой. Автомобили же коптят прямо под нос.
В Красноярске часто образуется температурная инверсия. Это когда слой воздуха, прилегающий к земле, холоднее, а лежащие выше него слои воздуха теплее, это препятствует вертикальной конвекции воздуха и создает условия для скапливания выбросов в холодном, приповерхностном слое воздуха. Перепад температуры зимой по высотам может достигать 7-8 градусов. Пока ветер не выдует плотный, холодный воздух, собравшийся в нижних частях города, этот слой успевает накопить много дыма, сажи и прочих загрязняющих веществ, в первую и решающую очередь автомобильных выхлопов. У остановки на Перенсона бывают почти что газовые атаки.
Енисей зимой еще и парит. Водяной пар, смешиваясь с окислами азота, несгоревшими углеводородными соединениями и сажей, образует густой и стойкий туман - смог.
Почему же автомобильный выхлоп редко называется в числе главных причин красноярского смога? По довольно банальной причине. На крупные предприятия можно нажать, можно заставить их сократить выбросы, наконец, взыскать штрафы (в 2016 году - 2 млн. рублей). А как можно нажать и что можно взыскать с автовладельца, который ездит и, соответственно, коптит на своей авторазвалюхе, с двигателем, не регулировавшимся с момента выхода с автозавода? Приказать ему не ездить, что ли? Экологи в своих нападках (отчасти справедливых) защищают общественность. Если они скажут, что эта самая общественность, или почти что каждый второй из них, сама делает существенный вклад в загрязнение, то общественность от них просто отвернется. Политкорректность - она везде.
Однако, как бы там ни было, но проблему решать как-то нужно. На мой взгляд, если убрать автомобильный выхлоп, или, по крайней мере существенно сократить его количество, то можно уже жить без частого смога. Но убрать автомобильный выхлоп можно лишь одним способом - электромобилями.
Сколько сейчас в Красноярске электромобилей - сказать трудно. Ясно, что ничтожно мало. В России в 2019 году было продано 325 электромобилей, из которых на Красноярский край пришлось лишь 9 единиц. Да, всего девять электромобилей. Это дорогие автомобили, всем и каждому недоступны. Впрочем, выход есть, точнее, скоро появится. Стараниями президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, в этой республике китайскими инвесторами построен завод по сборке электрокаров и электромобилей. Он должен заработать в самое ближайшее время, поскольку пробные электромобили были уже собраны и показаны президенту еще в сентябре 2019 года.
Это чудо китайско-узбекской техники будет не электромобилем премиального класса, а настоящим народным электромобилем. Его продажная цена в Узбекистане планируется на уровне 3000 долларов. Столь низкая стоимость - важный фактор продаваемости автомобилей, поскольку узбекский потребитель небогат и выкладывать 10-11 тысяч долларов даже за самые дешевые автомобили ему тяжело. В Красноярске такой "электро-узбек" будет стоить, вместе с перевозкой и накладными расходами, порядка 4500-5000 долларов.
Понятно, что словосочетание "узбекский электромобиль" звучит несколько странно. Однако же, узбекские автозаводы неплохо выступили уже в сегменте дешевых автомобилей, и кроме них вряд ли кто предложит электромобиль по столь же низкой цене. Для Красноярска - самое оно. Пробег на одной зарядке около 150 км, чего вполне достаточно для поездок по городу, наличие рядом крупной энергетики, и особенно Красноярской ГЭС, то есть отсутствие потенциальных проблем с подзарядкой большого парка электромобилей. Самое главное - отсутствие выбросов. Осталось только прокатиться в Коканд и ударить там челом с просьбой сделать версию электромобиля для сибирских условий (с хорошим утеплением аккумулятора и обогревом салона). Думаю, что узбеки будут только рады получить рынок сбыта в многие тысячи электромобилей.
Вообще, конечно было бы более целесообразно сибирским регионам, города которых страдают от смога, собраться, пригласить тех же китайских инвесторов и создать автомобильный завод по выпуску электромобилей. Но такой прыти ожидать не приходится, и потому массовым электромобилем в Красноярске будет, скорее всего, узбекский.