Выборы Кобзева: партийный аспект
Генерал-полковник МЧС это диагноз, но не метод. Уже скоро Игорю Ивановичу Кобзеву (или тем людям, которые принимают решения за него) придется определяться со способом выдвижения на губернаторские выборы в сентябре 2020 года.
Вариантов здесь, собственно, два:
Первый и базовый— выдвижение от «Единой России». Понятно, что «партия власти» подержит любого кандидата, на которого укажут из Администрации президента. Даже на болезного, облезлого или трижды судимого. В этом смысле целый генерал — далеко не худший вариант. Другое дело, что самому г-ну Кобзеву выдвижение от «ЕР» может принести больше вреда, чем пользы: объективная реальность заключается в том, что единороссы не пользуются большой популярностью среди населения. Будь иначе, в Иркутской области не было бы четырехлетки Левченко и «красной» фракции большинства в Заксобрании.
В это же время «Единая Россия» — мощная административная машина, пронизывающая все ветви власти, от депутата МО первого уровня до мэров крупнейших городов области. И опереться на партию г-н Кобзеву так или иначе все же предстоит. В этом смысле достаточно странно (и многозначительно), что на первом этапе кампании вриогуб предпочитает мелькать перед камерами в окружении странных «общественников» из всяких ОНФ и им подобных — то есть организаций, которые имеют в Прибайкалье не нулевой, но строго отрицательный административный и политический вес. В отличие от «Единой России» — ее можно любить или ненавидеть, но необходимо признать, что это партия номенклатуры, то есть партия правящего в России класса, без чьего мнения здесь не решается ничего.
Отсюда вытекает второй вариант— самовыдвижение Кобзева при неформальной поддержке «ЕР», ОНФ и прочих провластных структур. Этот вариант хорош всем, кроме одного — в областном законе о выборах губернатора самовыдвижение не предусмотрено. То есть эту норму нужно туда вводить, причем в экстренном порядке, до официального старта кампании. И здесь, опять же, без «Единой России» не обойтись, ведь только фракция «медведей» способна провести это решение через Заксобрание. КПРФ такой закон поддержит вряд ли — он явно противоречит интересам партии в регионе.
Кроме неизбежных баталий в областном парламенте у этого сценария есть и другие подводные камни. Править один из ключевых областных законов в угоду тактическим интересам губернатора-временщика — в любом случае не лучшее решение. Оно подрывает легитимность будущего избранного губернатора, кем бы он ни был, точно так же, как это произошло со спецоперацией по отмене выборов мэра Иркутска в 2014-15 годах, когда желание не допустить к власти «народного» градоначальника вылилось в ослабление всей институции и отложенный политический кризис, который мы имеем удовольствие наблюдать в Думе Иркутска в настоящий момент.
Таким образом, у штаба г-на Кобзева не остается стопроцентно выигрышных ходов. Оно и понятно — сложно привести к власти в самобытном протестном регионе абсолютного варяга с нулевым знанием местных реалий и чуждым (во всех смыслах) менталитетом. Беззаботной прогулки никто не обещал. Кушать подано.