А у нас праздник! Напиток русской души
Истина в вине, а в водке горькая правда.
Валентин Домиль
155 лет назад, 31 января 1865 года, в Санкт‑Петербурге великий русский учёный Дмитрий Мендлеев защитил докторскую диссертацию на тему «О соединении спирта с водою». А спустя год министр финансов Российской империи М. Х. Рейтерн ввёл крепость 40 % в качестве государственного стандарта при производстве водки вместо распространённого 38‑градусного полугара.
Водка, когда её пьют, ума не добавляет и не забирает, она проверяет, есть ли он (Василий Бирюков).
Несмотря на то что чиновниками двигало не впечатление от работы Менделеева, в которой действительно описывались результаты исследования водно-спиртовых растворов с концентрацией 33,4 весовых или 40 объёмных %, а желание упростить подсчёты объёмов производства, близость дат сыграла свою роль, и за великим химиком прочно закрепилась слава автора рецепта и «отца русской водки».
Более того, в нынешнюю эпоху изобретения всевозможных праздников именно 31 января 1865 года было выбрано датой рождения бесцветного водно-спиртового раствора в соотношении шесть к четырём, которому сегодня исполняется 155 лет.
Водку следует пить только в двух случаях: когда есть закуска и когда её нет (Леопольд Стафф).
Конечно, выбор этой даты не означает, что в России не пили до откровений Менделеева и указов Рейтерна. По одним сведениям, белое хлебное вино к нам завезли в 15 веке из Генуи, по другим – столетием позже из Скандинавии, по третьим – Россия и вовсе познакомилась с крепким алкоголем ещё в 11 веке.
Видит бог, что пьём мы не ради пьянства окаянного, а дабы не отвыкнуть (Пётр I).
Сегодня именно русская водка является раскрученным брендом международного уровня, несмотря на всякие «Финляндии», «Абсолюты» и французские «Серые гуси». При производстве напиток делится на четыре класса по возрастанию цены: «Эконом», «Стандарт», «Премиум» и «Супер‑премиум». Первые два изготавливаются из спирта «Экстра» и отличаются степенями очистки, третий «гонится» из спиртов «Люкс» и «Альфа» и является самым популярным среди населения.
Четвёртый класс «Супер-премиум», как правило, набивает себе цену за счёт обещанных производителем очистки серебром, родниковой воды и уникального рецепта, хотя рецепт, как мы выяснили, у водки один: шесть к четырём. Есть ещё «Ультра‑премиум», но это, как правило, зарубежные изыски с дегустационным контролем, заоблачной стоимостью и старым добрым вкусом класса «Премиум».
Напиваться нужно только водкой. Коньяк, вино – это всё для сердца. А водка – для души (Сергей Лукьяненко).
Разумеется, не мог национальный напиток не найти своё место в отечественной культуре, особенно в кинематографе. Сюжеты подавляющего большинства советских и российских фильмов потеряли бы стройность, а то и смысл, если бы среди главных действующих лиц не было водки.
Поэтому праздник, безусловно, достоин отмечания, благо в этом году он выпал на пятницу. Главное, не забывать про меру и про то, что вторую порцию здоровья, в отличие от второй бутылки, вам никто не принесёт.
Ну, за водку!
Фото: kinoistoria.ru