Чунский гамбит: кого призовёт время
Часть первая. Пессимистическая
Несмотря на сотрясающие мир кризисы и события, выборы, которые состоятся 31 мая в, казалось бы, богом забытом уголке Иркутской области, по степени своей значимости имеют не меньший, а то и более весомый статус и последствия для местных жителей.
И эти выборы уже сейчас вызывают повышенный интерес и политологов, и политтехнологов. А всё потому, что эта выборная кампания последняя генеральная репетиция перед сентябрьскими досрочными выборами губернатора региона. Своеобразная лакмусовая бумажка. Тест, который определит степень доверия к действующей власти.
Казалось бы, кого и когда волновали выборы в Чунском районе? Или то, что тамошний мэр ушёл в отставку? Уверен, девять из десяти читателей портала и знать не знают, кто же там мэром был. Хотя этот политический долгожитель правил районом аж при семи губернаторах.
Что мы знаем о Чунском крае? Заголовки новостей и репортажей оттуда сразу навевают тоску. «Чунская безнадёга», «Блеск и нищета лесной Чуны», «Как обанкротили Чунский район» - вроде, как про экономику. Или голимый криминал: «Глава Чунского района Приангарья начислил себе премию в полмиллиона», «Депутата-единоросса арестовали на семь суток за вождение без прав», «В Приангарье мужчина с подростком-собутыльником убили и сбросили друга в реку», «12 лет колонии присудили жителю Чуны за домогательство четырёхлетней». Это всё наши статьи о Чуне.
Даже не верится, что там ещё живут люди. Да и то – как живут? За время правления мэра-отставника население района уменьшилось в два раза. Сегодня оно чуть более тридцати тысяч человек. Со всеми незарегистрированными китайцами и гастарбайтерами из Средней Азии. В некоторых иркутских садоводствах больше проживают. А после прошлогоднего летнего наводнения скорость исхода ещё более выросла.
Когда-то Чунский район занимал первое место по объёму заготовок. Потом пришли демократии. Сначала ельцинская – «бери свободы, сколько унесёшь». Потом суверенная – «все богатства и деньги несите в Москву». Потом был принят новый Лесной кодекс. Похоронивший район. Причём, и в прямом смысле тоже – под грудами отходов лесопереработки. А потом где-то в недрах кремлёвских кабинетов одним росчерком пера здешнюю тайгу передали одной промышленной структуре. Ну, той, которой можно всё. И лес не восстанавливать, и дороги строить за федеральные средства. Причём, именно на этот период приходится и окончание стройки века – автодороги «Тайшет – Чуна – Братск». Которую до этого строили по три километра в год. И то исключительно благодаря депутату и сенатору Шубе.
Ну как «окончание». Асфальта, конечно, нет – зачем он стотонным машинам с тройными прицепами. Богатейшая чунская тайга практически исчезла. Вместе с небольшими предприятиями, ещё как-то державшимися на плаву и с надеждами чунарей на достойную жизнь. Сегодня в некогда богатейшем краю более-менее нормально существуют лишь бюджетники.
Поэтому команда прежнего мэра, когда-то оседлавшего бюджетные ручейки и речки, просто так сдаваться не собирается. А полноводных финансовых рек тут и не было, разве что когда-то у «чёрных лесорубов», способствующих тому, что генерал Калищук назвал местный райотдел «чёрной дырой». Каждый из командированных сюда руководителей милиции – полиции увязал в этой «черноте» по самые… И редко кто хорошо заканчивал службу.
Но вернёмся к нашим… властителям бюджетных дум. Не могу сказать, что я владею здешней ситуацией полностью, но и информация моя основана далеко не на одном источнике. Так вот. Есть небольшая группа людей по интересам. Те, кто давно, надёжно и хватко сидит на, кстати сказать, весьма и весьма профицитном бюджете. Источник в Минфине Иркутской области рассказал, что в прошлом году в местном бюджете почти 90% составляли вливания из области. То есть тамошние чиновники объедают не только вверенный им контингент, но и нас с вами.
Оно и понятно. Вот, например, мне поведали, что для себя любимых, они изобретают интересные должности-синекуры с целью освоения этих выделяемых из области денег. Например, один из их активистов является директором в МУП «ТРС «Чуна». Раньше, говорят, хоть два раза в месяц появлялся в стенах родного учреждения. За авансом и получкой. Потом зарплата стала приходить на карту. А активиста используют как «торпеду», если властям необходимо сделать кому-то пакость. Вроде бы и ничего. Многие чиновники так «работают». Только это «ТРС» расшифровывается как «телерадиостудия». Которой не существует давным-давно. Лет пятнадцать назад последнее оборудование было растащено или разломано.
Все эти господа позиционируют себя передовой и лучшей частью российского чиновничества, по накатанной используя когда-то рейтинговое и уже заезженное имя партии «Единая Россия». Но реальность такова, что команда бывшего мэра даже не может найти достойного кандидата для предстоящих выборов. Конечно, своего выдвиженца представят. И многие уже догадываются, кто это будет. Но такого, за кого готов голосовать народ, сейчас у них нет.
Часть вторая. Оптимистическая
Полный мрак? Уже нет. В 2017 году на выборах главы посёлка Чунский победил молодой и оппозиционный Николай Хрычов. Победил вопреки и административному ресурсу, и козням единороссов, вообразивших себя хозяевами жизни. За эти два с половиной года посёлок преобразился. Хрычов сумел не только привлечь большие деньги в посёлок, но и мобилизовать чунарей. А ещё – зародить в них надежду, что и от них что-то зависит.
Созданное его командой движение «Чуна молодая» сегодня имеет самые большие рейтинги в районе. Плюс поддержка КПРФ – а Чуна последние годы всегда была «красной». В итоге альтернативы на грядущих выборов ему попросту нет.
И люди ему доверяют и возлагают на него надежды. По тем данным соцопросов, которые есть в моём распоряжении, на сегодняшний день он набирает 72 % голосов. В то время как любой другой из возможных кандидатов не более 6%.
Но и старая команда не собирается сдаваться без боя. 19 ноября была предпринята очередная попытка устрашения Хрычова, который пока единственный из всех возможных соискателей объявил о возможном выдвижении (как мне сообщили, выборы официально пока не назначены). В Чуну наведалась команда следователей СУ СК Иркутской области. Проведена выемка документов, касающихся обслуживания и реконструкции тепло- и водосетей. На вопросы силовикам: «Что, ребята, выборы скоро?» последние только улыбались. Зато совершенно по случайному стечению обстоятельств в понятых оказались корреспондент местной единороссовской газеты да немногочисленные оставшиеся активисты этой же партии. Даже здесь противники Хрычова умудрились опозориться, не сумев организовать процесс и засветившись по полной программе.
А ведь, повторюсь, на Чуну сегодня смотрит вся область.
Я не призываю "дать дорогу молодым". Мы это уже проходили. Я за то, чтобы дать возможность серьёзно, результативно проявить себя людям ответственным и неравнодушным к делу служения обществу и своему родному краю.
Надежда у чунарей уже есть. Осталось зародить в них веру в возрождение родного края.
P.S. Запланировал на апрель командировку в Чуну. Надеюсь, пока ещё действующее руководство района не перекроет доступ под предлогом карантина.