Нелёгкий мастер лёгкого жанра. К 150‑летию Франца Легара
Существуют три вида музыкальной драмы:
опера, оперетта и Легар.
Пауль Кнеплер
«Весёлая вдова», «Граф Люксембург», «Цыганская любовь», «Фраскита», «Паганини», «Джудитта», «Страна улыбок». Сегодня без этих названий невозможно представить репертуарную афишу музыкальных театров мира.
30 апреля со дня рождения их автора – великого австро-венгерского композитора Франца Легара – исполняется 150 лет.
Будущий основоположник неовенской оперетты появился на свет 30 апреля 1870 года в австро-венгерском городе Коморне (сейчас территория словацкого Комарно и венгерского Комарома) в семье военного дирижёра. В пятилетнем возрасте подающий большие надежды мальчик освоил нотную грамоту, а в 12 лет поступил в класс скрипки Академии музыки в Богемии (сейчас Пражская консерватория).
После окончания обучения Легар устроился на работу военным дирижёром и по совету Антонина Дворжака начал пробовать себя в композиции. Среди первых его произведений – марши, польки, вальсы и пьесы для скрипки. В 1902 году 32‑летний маэстро наконец‑то оставил военную службу и занял место дирижёра знаменитого венского театра «Ан дер Вин», на сцене которого впоследствии состоялись премьеры большинства его оперетт.
Мировая слава пришла к Легару в 35 лет после премьеры оперетты «Весёлая вдова» и сопровождала композитора до конца дней.
Произведения Легара, в отличие от его предшественников Оффенбаха и Штрауса и современника Кальмана, отличает невероятная глубина замысла, проработка характеров персонажей, психологическая мотивировка их действий и безупречный вкус автора. Его музыка требует гораздо большей подготовки слушателя, а зрители, пришедшие в театр на оперетту Легара, должны быть готовы к тому, что их заставят думать и сопереживать происходящему на сцене.
Вместе с тем музыку мастера отличает невероятная мелодичность и широкое использование национальных мотивов, причём не только венгерских, венских и тирольских, но и сербских, словацких, румынских, польских, и даже американских.
Именно стремление Легара к облагораживанию жанра привело к появлению нового направления – неовенской оперетты, где на смену сатире и буффонаде пришли драматизм и смысловая нагрузка. Композитор был убеждён, что «зритель должен переживать, а не слушать откровенные глупости».
В своих последних произведениях Легар и вовсе ушёл от комедийной составляющей вплоть до отсутствия традиционного для оперетты хэппи‑энда. Недаром при жизни композитора его творения были выделены в отдельный жанр и назывались не операми, не опереттами, а легариадами.
Впрочем, традиция трагических развязок опереточных сюжетов ушла в небытие вместе с уходом из жизни её создателя.
Скончался Франц Легар в возрасте 78 лет 24 октября 1948 года в своём доме в австрийском Бад‑Ишле, где сейчас располагается музей композитора. Похоронили автора более чем двадцати шедевров классического опереточного репертуара под «Волжскую песню» из его оперетты «Царевич». В Австрии в тот день был объявлен национальный траур.
В своём завещании Легар, памятуя о «зачистке» его оперетт от еврейских и цыганских мелодий и персонажей в оккупированной нацистами Европе, запретил в будущем неавторизованные переделки своих произведений. Впрочем, современные режиссёры и дирижёры зачастую забывают об этой предсмертной воле великого мастера.
Фото: Getty Images, renegadetribune.соm