Мэрия Иркутска: рокировка завершена. Началась война?
В мэрии Иркутска царит эйфория: непростая операция по смене мэра и председателя Думы завершена.
Правда, победой это назвать язык не поворачивается: борьбы по факту не было. Была достаточно элегантная и сложная закулисная операция, основанная на десятке договоренностей. До последнего момента был риск, что какой-то из элементов операции сорвется, и что-то пойдет не так. Чисто теоретически, при большом желании какой-то из сторон, выборы мэра можно было затянуть даже до губернаторских выборов, и это было бы всего лишь делом техники.
Когда-нибудь все детали этой операции, пока известной лишь узкому кругу, будут подробно описаны и, может быть, даже войдут в учебники. Потому что для Иркутска столь сложная и безупречная многоходовка является совершенно уникальной. А пока поговорим о реальностях сегодняшнего дня.
Новый мэр, 48-летний Руслан Болотов, порядком поднаторел в вопросах управления и как минимум в первое время гарантированно не будет совершать крупных ошибок. Но только в первое время. За Болотовым отмечают два крупных недостатка, которые могут существенно испортить его мэрскую жизнь: он не умеет говорить и не умеет договариваться. Болотов работает по готовым шаблонам. Шаг в сторону, нестандартная ситуация, необходимость искать компромиссы и золотую середину - и он попадает в клинч.
Это было заметно еще по работе в должности председателя правительства - но там его прикрывал огромный аппарат и лично губернатор, которого в отсутствии политической изворотливости упрекнуть нельзя никак. Сейчас - другая история. Мэр - один на переднем крае, он сам формирует политику, сам договаривается, сам говорит, сам ищет компромиссы. Для этого нужны определенная изворотливость, харизма, умение быстро и грамотно ориентироваться при изменении ситуации, держать удар, находить простые, верные и эффективные решения. Этого у нового мэра нет.
Первые дни работы Руслана Болотова начались со смены команды. Это было ожидаемо - после той охоты на ведьм, которую устроили депутаты Думы в отношении предыдущего мэра, предполагать другой вариант развития событий было затруднительно. При этом в мэрии началась настоящая кадровая вакханалия. Дело в том, что собственной команды у Болотова нет - из правительства он ушел в гордом одиночестве. У Дмитрия Бердникова в этом плане на старте были гораздо лучшие условия: во-первых, у него была уже сформирована собственная управленческая команда, которая пришла за ним из бизнеса, и во-вторых, к нему пришли лучшие сотрудники экс-губернатора Сергея Ерощенко.
Как следствие, Болотов уже сейчас испытывает жестокий кадровый голод, который со временем будут только усиливаться. Нельзя не отметить всю шакалью сущность депутатов Думы - они с первого дня начали исподтишка подсовывать мэру на должности руководителей округов и комитетов своих людей. Естественно, из абсолютно шкурных побуждений. И с какими-то из кандидатур Болотову придется согласиться - хотя бы потому, что ставить на эти места больше некого.
Особая пикантность ситуации заключается в двух персонажах паноптикума: главе Свердловского округа Антоне Медко и главе Октябрьского округа Владимире Преловском. Это хорошие управленцы, которых при любой власти стоило бы оставить на своих должностях. Тем более что за них просит лично председатель Думы Евгений Стекачёв - правда, с крайне странной мотивировкой «они хорошие парни». Однако за Медко и Преловским тянется шлейф политической борьбы за думские кресла летом 2019 года, который им вряд ли простит нынешняя команда. Что, конечно, говорит не в ее пользу.
Однако гораздо интереснее вопрос - что будет дальше. Если бы это был, например, Красноярск, то Руслан Болотов мог бы просто работать, ориентируясь именно на те шаблонные решения, к которым он привык. Но это Иркутск, и здесь очень быстро начнется политическая игра - а скорее всего, полноценная кулуарная война.
Это сейчас депутаты, каждой из группировок которых пообещали что-то свое, достаточно дружно проголосовали на Болотова. Пройдет месяц-другой, и появится масса недовольных - недовольных в первую очередь околокриминальным, самовлюбленным и политически негибким председателем Думы Евгением Стекачевым, около которого и без того рвутся снаряды скандального дела АРПИ. Уже появилась понятная посвященным считалка «рыжий, рыжий, конопатый, прибьет дедушку мандатом». Уже появились группировки, готовые если не дать бой, то как минимум ставить палки в колеса и мэру, и председателю Думы. А после губернаторских выборов, когда все политические расклады станут более-менее понятны, война развернется в полную силу. Это Иркутск, дети, и по-другому тут не бывает.
Конкретные альянсы пока не до конца сформированы, но уже сейчас понятно, что ни Андрей Лабыгин, ни Сергей Юдин, ни Юрий Коренев не будут просто так наблюдать за происходящим. Не говоря уже о коммунистах и примкнувших к ним недовольных.
На фоне всей кадровой чехарды совершенно оголенным оказался политический блок, который банально некому возглавить. А именно политический блок определяет, как и с кем дружить мэру, и что делать с теми, кто дружить не хочет. Сам мэр это сделать не может в силу и высокой занятости, и своего статуса.
В теории, политический блок худо-бедно мог бы возглавить Андрей Южаков - опытный журналист, порядком натаскавшийся в политических интригах во время работы в правительстве региона. Однако Южаков хочет возглавить аппарат администрации - и в сложившейся ситуации против этого не будет возражать никто. Хотя ему там совсем не место - но пресловутый «принцип Питера» и уровень некомпетентности никто пока не отменял. И в результате на политическом хозяйстве остается лишь Роман Синтоцкий - прекрасный, обаятельный и очень компетентный человек, большой авторитет в иркутской околополитической тусовке. Но к сожалению, не очень хорошо ориентирующийся в современных методах пиара и уж тем более в средствах донесения этого пиара до масс - хотя бы через Телеграм.
Как следствие, с внутриполитической стороны Руслан Болотов остается совершенно незащищенным. А в условиях Иркутска это крайне опасно. Петь осанну мэру за красивые глаза никто не станет - нужны договоренности со всеми игроками. Нужны сложные политические комбинации, которые ставят оппонентов в невыгодное положение и блокируют их действия. Нужны другие комбинации, которые создают преференции для союзников и партнеров. А эти комбинации нужно разрабатывать заблаговременно, причем отлично представляя себе все предварительные расклады и прогнозируя ходы оппонентов.
Очень немного найдется в Иркутске людей, способных всем этим руководить. И они точно не захотят окунаться в котел страстей и интриг, который уже сейчас представляет собой мэрия.
А ведь есть еще и прямые политические враги, причем с хорошими связями в Москве... И как бы новый мэр не уклонялся от политики, она все равно его найдет.
Сочувствуем.