За чертой: самые бедные депутаты парламента Иркутской области
Если сравнить доходы депутатов региональных парламентов Иркутской области, Бурятии и Красноярского края, то выходит, что самые богатые парламентарии – иркутские. Действительно, первая тройка этих народных избранников получила в 2019-м дохода на сумму 338,7 миллиона рублей (все цифры даны с учетом заработков вторых депутатских половин).
При этом семьям первых трех главных финансовых счастливчиков бурятского Народного Хурала 2019-й принес в общей сложности 263,4 миллиона рублей. Скромнее всего у красноярских депутатов – общий денежный итог 2019-го у этой первой тройки 163,6 миллиона.
Причем, если сравнивать с доходами в 2018-м, то тогда первая по богатству тройка в Иркутской области по доходу зашкалила далеко за миллиард, тогда как доходы их красноярских и бурятских коллег отличались от нынешних какими-то процентами меньше 100.
Интересно, почему? В Иркутской области самый большой процент территории покрыт лесом, и чем туда дальше, тем толще, в смысле удачливее, депутаты? К этому вопросу стоит обратиться особо...
Отдельный, кстати, респект и спасибо тем, кто на сайте Заксобрания Иркутской области отвечает за внешний вид отчета о доходах. Все дается в одной таблице, очень удобно сравнивать или, к примеру, распечатывать и наслаждаться. А вот в Красноярском крае и Бурятии доходы каждого народного избранника надо открывать отдельно. Чрезвычайно неудобно и не показательно.
Но есть в Иркутской области и депутаты, чей задекларированный доход приближен к доходам простых граждан. Как критерий возьмем, к примеру, среднюю начисленную официальную зарплату в регионе в 2019 году да и умножим на 12 месяцев (не совсем корректно с бухгалтерской точки зрения, ну да ладно). 45 875 рублей на 12 – это 550 500. Вот все депутаты, кто отчитался за 2019 год меньшей суммой, и будут считаться условно бедными. Внедренными, так сказать, в чуждую среду.
Таковых нашлось немного. Так, прошедший в Заксобрание по списку представитель фракции КПРФ, юрисконсульт иркутского центра ДОСААФ Анатолий Обухов довольствовался в 2019-м доходом в сумме 508 тысяч 10 рублей 51 копейка. То есть в среднем 42 334 рубля в месяц. И квартира в 66,8 квадрата. Все. Но по сравнению с 2018-м доход Анатолия Васильевича заметно вырос, с 263 тысяч 714 рублей 50 копеек. То есть тогда было 21 976 рублей в месяц. Машины на Обухове нет и не было.
Трудно в финансовом плане пришлось в 2019-м, наверное, и числящемуся сейчас пенсионером 67-летнему Магомеду Курбайлову, депутату от Усть-Кута и части Нижнеилимского района. Ведь все легальные доходы этого члена комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству в 2019-м составили 320 532 рубля (26,7 тысячи рублей в месяц). В 2018-м было ровно столько же, то есть пенсию единоросса не индексировали. Зарегистрированная в Дагестане бывшая бамовская мехколонна в собственности этой семьи, взявшая недавно очередной крупный, пятимиллиардный подряд, переписана на сына Магомеда Магомедовича – Сиявуша. Он, видимо, и помогает папе с обслуживанием двух Renge Rover.
А вот, заметим в скобках, доходы красных депутатов Заксобрания, хозяев “Усольского свинокомплекса” отца и сына Сумароковых разделены: 84-летний Илья Алексеевич не стал позориться с пенсией и 9,4 миллиона рублей доходов, да показал. И у бати их заявлено даже побольше сына. Но это отступление от темы бедных парламентариев.
В общем, список депутатов с доходами меньше нашей условной черты депутатской бедности в 550,5 тысячи в год исчерпывается двумя из 45 парламентариев. Обухов да Курбайлов.
Если несколько изменить критерий условной депутатской бедности на доход меньше миллиона на всю семью (или на одного депутата, если он в отчетный период не был женат или замужем), то народу в списке будет побольше.
Так, доход в 2019-м в размере 746 446 рублей показал генеральный директор ЗАО «Стальконструкция», глава красной фракции в парламенте, списочник и сын экс-губернатора Прибайкалья Андрей Левченко. 62,2 тысячи в месяц. Не исключено, что Андрей Сергеевич подтаксовывал на своих Lexus LX 2012 года и Infiniti 2011-го, чтобы красиво ухаживать за будущей супругой. В 2018-м у младшего Левченко было еще туже с деньгами – 386 390 рублей, 32,1 тысячи в месяц. Если куда и свозишь девушку, разве что в Листвянку.
Ну, и доход в размере 633 644 рубля (52,7 тысячи в месяц) в 2019-м получила второй секретарь комитета Ангарского местного отделения КПРФ Светлана Шевченко.
Женщина с крайне интересной биографией, объясняющей попадание в парламент от красных этой политически бессловесной пенсионерки. 2018-й порадовал Шевченко суммой поменьше – 571 305 рублей. Кроме красной косынки, в собственности Светланы Петровны имеется участок с картошечкой в 979 “квадратов”, дачка на 196 “квадратов” и полквартиры общей площадью 54,8 “квадрата”. Машины нет.