Конец культурной столицы: на передовой одинокий Калягин
Когда культурной столицей руководит товарищ, в жизни которого эта самая культура занимает далеко не первое место, – это большая беда для всей страны.
21 июля на заседании правительства Санкт‑Петербурга губернатор Александр Беглов поручил профильным комитетам подготовить план «оптимизации штатной структуры органов государственной власти и сети подведомственных учреждений».
С оптимизацией чиновников решили, видимо, не спешить, а вот руководители учреждений культуры, находящиеся в подчинении комитета по культуре Санкт‑Петербурга, уже на следующий день получили «письмо счастья», в котором им было предложено в течение двух суток (до 17:00 24 июля) предоставить предложения по сокращению штатной численности организации на 10 %.
Копию письма с гневным комментарием опубликовал на своей странице в Facebook депутат Заксобрания Санкт‑Петербурга Максим Резник. Согласно документу, «организационно-штатные мероприятия» по увольнению каждого десятого деятеля культуры должны быть полностью завершены до 1 ноября 2020 года.
Чтобы вы понимали масштаб грядущей катастрофы, напомним, что в ведении городских властей Северной столицы находятся не только все театры и концертные залы, кроме тех немногих, что состоят в федеральном подчинении Министерству культуры РФ, но и музеи, образовательные учреждения, библиотеки, ботанические сады и зоологические парки, дворцы и дома культуры, культурные центры и кинотеатры – всего порядка 170 организаций.
Кроме того, ранее стало известно, что власти Санкт‑Петербурга не планируют выделять ежегодные субсидии подавляющему большинству негосударственных театров, которые в условиях пандемии и без того питаются святым духом.
По самым скромным подсчётам, после реформ Беглова к осени на улицах уже бывшей культурной столицы без средств к существованию окажется несколько десятков тысяч бюджетников от искусства, которые, как правило, кроме владения своим ремеслом больше ничему не учились и ни к чему не приспособлены.
В этой ситуации крайне интересно, как поведут себя защищённые федеральной крышей авторитетные руководители. В частности, Валерий Гергиев (Мариинский театр) или Валерий Фокин (Александринка). Будут продолжать сидеть на жирных дотациях федерального Минкульта среди вымирающих коллег, или всё‑таки попытаются переломить ситуацию, пусть и в ущерб собственному благополучию?
Из Москвы, например, уже отреагировали. Разумеется, Калягин, кто же ещё. Председатель Союза театральных деятелей России направил губернатору Беглову открытое письмо, выдержки из которого мы не можем не процитировать.
Я, мягко говоря, в недоумении. Это серьезно? Это мудрое государственное решение? Это же совершеннейший абсурд!
Неужели сокращение сотрудников с нищенскими зарплатами – энтузиастов, посвятивших свои жизни любимому делу, поможет городскому бюджету? А почему бы не сократить аппарат чиновников, чьи оклады в разы превышают заработки людей, работающих в области культуры?
Возмущено всё театральное сообщество.
Это тем более странно, что Президент России Владимир Владимирович Путин как раз говорил о том, что в сегодняшней ситуации недопустимо сокращение сотрудников в бюджетных учреждениях.
Вы, не побоюсь этого утверждения, таким образом разрушаете культуру Санкт‑Петербурга, и делаете это по хорошо известной и отработанной схеме: уменьшить субсидии, сократить штат, а что дальше? Заветная цель будет достигнута? Станет меньше театров, и в итоге северная столица потеряет своё значение культурной столицы России.
Сан Саныч Калягин вновь проявил себя с самой лучшей стороны. А что Валерий Абисалович? Не хочет выступить, или хотя бы написать чего‑нибудь? Он‑то ближе к Беглову, тем более хорошо знаком с ним ещё с предвыборной кампании. Или когда преференции не светят, то и напрягаться смысла нет? Мой театр с краю, отстаньте, я весь в искусстве?
Мы уже не говорим о загадочно-молчаливой реакции на происходящее министра культуры страны Ольги Любимовой. Хоть бы комментарий какой услышать, на телодвижения мы уже не претендуем.
Фото: аккаунт Facebook Максима Резника, gov.spb.ru