20 смертей на Сейбе: золотая лихорадка для ушлых дельцов
В ночь на 19 октября на реке Сейба в Курагинском районе Красноярского края разрушился каскад из пяти земляных дамб, расположенных друг за другом. Потоки воды, смешанные с грязью, обрушились на жильё золотодобытчиков-вахтовиков. Рабочие добывали здесь россыпное золото. 20 человек погибли — это примерно каждый третий.
Золотодобывающая артель, где случилось происшествие, принадлежит ООО «Сисим», которое входит в холдинг «Сибзолото».
Трое сотрудников ООО «Сисим» (у компании была лицензия на разработку месторождения) попали под уголовное преследование. Это генеральный директор ООО «Сисим» Максим Ковальков, начальник участка Андрей Еганов и горный мастер Евгений Александров. Им инкриминируют нарушение правил безопасности при ведении работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц — часть 3 статьи 216 УК РФ. Максимальное наказание по данной статье — лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определённые должности на срок до трёх лет.
Ранее на БАБРе:
Следствие шло почти десять месяцев — о завершении расследования и сборе необходимой доказательной базы СК заявил в конце июля. За это время сроки содержания фигурантов дела под стражей неоднократно продлевались. Согласно последнему решению суда, под стражей мужчины будут находиться до 4 февраля 2021 года.
На имущество компании «Сисим» и личное имущество её гендиректора Ковалькова наложен арест — оно пойдёт в счёт возмещения ущерба, нанесённого окружающей среде. Совокупный ущерб экологии оценили более чем в 400 миллионов рублей.
В конце августа в Курагинском районном суде начались предварительные слушания. По существу дело пока не рассматривалось.
Что удалось узнать следствию
Было установлено, что причиной трагедии стала попытка ООО «Сисим» скрыть загрязнение реки промышленными отходами перед приездом надзорников. В сентябре 2019 года гендиректор ООО Ковальков дал приказ начальнику прииска Еганову нарастить дамбы в карьере и накапливать за ними воду до прибытия проверяющих. Еганов, в свой черёд, привлёк к работам горного мастера Александрова. Инспекция, которую ждали золотодобытчики, должна была проверить состояние русла реки.
Накопление воды до критического уровня привело к том, что дамбы одна за другой разрушились. Вода мощным многометровым потоком хлынула на вахтовое поселение, которое располагалось тут же, у берега ниже каскада дамб. Расположение жилья рабочих ниже каскада дамб — тоже прямое нарушение норм промышленной безопасности.
Бизнес для беспринципных дельцов
Владелец и глава «Сибзолота» бизнесмен Алексей Гурьянов смог остаться в стороне от экологического скандала и инцидента с 20 смертями. В год его холдинг добывает около двух тонн золота, что составляет примерно 6 миллиардов рублей в денежном эквиваленте.
В стороне остались и надзорные органы, которые, как следует из контекста, якобы не ведали о каскаде дамб и о том, что водная экосистема Курагинского района загрязнена золотодобывающим производством. В экологическом сообществе над неосведомленностью надзорников только посмеиваются. Все прекрасно понимают, как зарабатывают деньги на «отмывке» золота, и что разрушенная экосистема рек — неизменный спутник данного бизнеса.
Призывы экологов запретить добычу рассыпного золота на реках оказались отклонены. В администрации президента на соответствующее предложение ответили тем, что введение моратория на выдачу лицензий на добычу россыпного золота нецелесообразно и может усилит криминогенную обстановку в районах, где ведётся самовольная добыча. По данным АП, данный вид добычи составляет 12% запасов золота страны и обеспечивает 23% его добычи.
С точки зрения бизнеса добыча россыпного золота — настоящий клондайк. Требует гораздо меньше капиталовложений, нежели работа с рудой, но при этом показывает высокую доходность. Золото — всегда в цене. В этой связи в данный бизнес приходит много «залётных» бизнес-дельцов, которые гонятся за лёгким гешефтом и, разумеется, об экологии не задумываются априори и используют варварские для окружающей среды методы добычи.
На этом фоне Роснедра выдают лицензии на добычу россыпного золото в буквальном смысле пачками. В Красноярском крае, где произошла трагедия, в последние годы наблюдался взрывной рост числа удовлетворенных заявок на получение лицензий. В регионе добывается более пяти тонн россыпного золота в год.
Предложить свою тему и связаться с редакцией БАБРа в Красноярске можно по адресу [email protected].