Карательная психиатрия. Как эстетика «колумбайн» стала психиатрически наказуемой
История о красноярских школьниках, которых в преддверии 1 сентября принудительно поместили в психдиспансер за подозрения в симпатиях к движению «колумбайн», срезонировала в СМИ и стала прецедентом и поучительным уроком в одном флаконе.
Что случилось?
В конце августа ФСБ заинтересовалась группой школьников из Красноярска в возрасте от 14 до 16 лет, которые в социальной сети «ВКонтакте» были подписаны на группы, посвящённые теме «колумбайн» и, предположительно, обсуждали темы, связанные с нападением на школы.
Издание NGS24 первым рассказало историю 14-летней красноярки Алёны, которая наряду с другими подростками попала в фокус внимания силовиков. 25 августа сотрудники ФСБ в пять утра в бронежилетах и с автоматами ворвались к ней в дом, провели обыск, изъяли дневники девочки, игрушечный лук, пневматический пистолет. Вместе с силовиками были около десяти понятых. Девочку забрали и отправили в краевой психоневрологический диспансер №1. Родителям пришлось подписать согласие на добровольную госпитализацию.
Родственники характеризуют девочку как спокойную и дружелюбную, которая никаких нападений не планировала. Сообщая родственникам о своём пребывании в ПНД, Алёна рассказала, что вместе с ней была девочка, «которая просто когда-то вступила в группу данной тематики и забыла» — и ей пришлось провести в стационаре 45 дней.
На какой срок госпитализировали Алёну, неизвестно. За принудительной госпитализацией на неопределённый продолжительный срок в суд обратился главврач психоневрологического диспансера Григорий Гершенович. Главврач увидел в поведении девочки деструктивность, склонность к суициду и опасность для окружающих.
Родственники рассказывают, что Алёну содержат в жёстких изолированных условиях, не пускают к ней родителей и разрешают сделать в день только один звонок длиной пять минут в присутствии сотрудника диспансера.
Вместе с Алёной на обследование в психоневрологический диспансер увезли ещё восемь школьников из Красноярска — все они состояли в группах «ВКонтакте», посвящённых движению «колумбайн». По версии правоохранителей, они готовились к активным действиям. В начале сентября сообщалось, что троих отпустили домой.
Что такое «колумбайн» и почему им так интересуются спецслужбы?
В апреле 1997 года американские подростки Эрик Харрис и Дилан Клиболд совершили нападение на школу «Колумбайн» в штате Колорадо. Нападавшие убили 13 человек (12 учеников и одного учителя), ранили ещё 23 человека, после чего застрелились сами.
Поступок Харриса и Клиболда нашёл отклик у маргинализированной молодёжи — у стрелков-подростков из Колорадо появились почитатели и последователи, в том числе в России.
Два громких нападения по мотивам «колумбайна» произошли в 2018 году. В феврале два подростка ворвались на урок труда у учеников четвёртого класса в пермской школе и нанесли учительнице и детям ножевые ранения. Пострадали 15 человек. В октябре того же года студент Керченского политехнического колледжа устроил бойню в образовательном учреждении, убив 18 и ранив 40 человек.
«Колумбай» стал среди российских подростков маргинальной субкультурой. Образы Харриса и Клиболда героизировали, насилие и жестокость — романтизировали. В популярной среди подростков социальной сети «ВКонтакте» появились группы, посвящённые культуре «колумбайн».
После серии нападений в российских школах спецслужбы стали проявлять к колумбайн-сообществам в интернете более пристальный интерес. Но всё же в конкретном случае с девочкой Алёной из Красноярска видится скорее перегиб и желание создать видимость общественной опасности там, где её либо нет, либо она эфемерна. Никаких доказательств того, что девочка действительно готовила массовые убийства, силовики не предоставили.
Но более всего примечательна новая «инновационная» методология — карательная психиатрия. Мозгоправство давно не фигурировало в отечественном дискурсе как метод исправления условно опасных для общества людей.
В любом случае, прецедент с принудительным помещением в психоневрологический диспансер девяти подростков наглядно показывает, что отныне эстетика «колумбайн» чревата последствиями для её последователей, даже безобидных.
Краевой омбудсмен нарушений прав ребёнка по части принудительной госпитализации не увидела
Историей девочки Алёны заинтересовался детский омбудсмен. Уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае Ирина Мирошникова 5 сентября заявила, что будет обращаться в прокуратуру из-за того, что история школьницы получила широкую общественную огласку, что стало нарушением прав ребёнка. Омбудсмен винит адвоката подростка в том, что он использует СМИ как площадку для публичных заявлений относительно ситуации с госпитализацией. В самой принудительной госпитализации Мирошникова нарушение прав ребёнка не увидела.
«Если есть у адвокатов какие-то факты, то их нужно оспаривать в законном порядке, а не используя СМИ. Мама там была, мама видела условия, маму всё устроило. Мне факты нарушения прав другого рода неизвестны. Я обращусь в прокуратуру, что какие-то факты нахождения ребёнка, состояния его здоровья становятся достоянием общественности, что точно не идёт ему на пользу», — процитировало краевого омбудсмена издание «Подъём».
Между тем адвокат «Агоры» Владимир Васин, представляющий интересы семьи Алёны, пытается обжалось решение суда о её госпитализации. Он направил жалобу в краевой суд с тем, что подростка поместили в ПНД «при отсутствии должных клинических исследований и доказательств того, что ребёнок представляет опасность для себя и окружающих». Отсутствие оснований для госпитализации подтверждено заведующим кафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета Владимиром Менделевичем, который ознакомился с заключением врачебной комиссии красноярского краевого диспансера.
Предложить свою тему и связаться с редакцией БАБРа в Красноярске можно по адресу [email protected].