Ангарский Сбербанк: как украсть экскаватор
Длительное время на территории города Ангарска успешно работала строительно-монтажная организация ООО «Гренни», основанная в конце 90-ых годов профессионалом своего дела, производственником и человеком, прошедшим с самых начальных позиций карьерной лестницы – от рабочего до генерального директора – Оленевым А.М. Данная фирма развивалась на конкурентном рынке, широко использовала и внедряла новые технологии и методы ведения бизнеса.
Организация была одним из основных подрядчиков ОАО «АНХК» долгие годы, соответствуя не только высоким стандартам качества строительно-монтажных работ, но и требованиям промышленной безопасности. ООО «Гренни» содержало значительный штат работников и специалистов различного уровня, без задержек выплачивало достойную заработную плату, выполняя обязанности налогового агента и отчисляя все необходимые взносы в ПФР и фонд социального страхования. У работников был оплачиваемый отпуск и возможность бесплатно проходить профилактическое лечение в санаториях ОАО «АНХК». На балансе ООО «Гренни» находились огромные производственные мощности, иностранное строительное оборудование, здания, земельные участки, то есть все необходимое для ведения созидательного бизнеса и оказания строительно-монтажных работ высокого качества.
Однако, как это бывает с любым успешным бизнесом в России, незащищенным «особыми знакомствами в правоохранительных органах», в начале 2010-ых годов фирма стала попадать под пресс административного и криминального давления, и практически остановила свою деятельность. Недобросовестная конкуренция на рынке тендеров, участившиеся проверки контролирующих органов и монополизация рынка в пользу «угодных заказчику» привели когда-то прочно стоявшую на ногах организацию к бедственному положению.
В связи с этим здоровье Оленева А.М. в начале 2016 года резко ухудшилось и в апреле он был помещен в стационар БСМП г. Ангарска на лечение в тяжелом состоянии. Почти на один месяц руководитель организации был вынужден оставить фирму без своего руководства. Данной ситуацией воспользовались криминальные лица г. Ангарска и их подельники, имена которых мы не можем раскрыть в настоящее время, так как ведется расследование уголовного дела.
Так, в период нахождения Оленева А.М. в больнице на стационарном лечении в апреле 2016 года, преступники вместе с рядовыми сотрудниками фирмы организовали хищение дорогостоящей техники из базы. Все было выполнено довольно топорным способом. Злоумышленники, вступив в предварительный сговор со одним из своих знакомых «предпринимателей» в сфере лесопереработки, составили фиктивный договор купли-продажи почти нового экскаватора «Лонг Кинг», стоимостью более 8 000 000 рублей, подделав от лица Оленева А.М. подписи в правоустанавливающих документах. Далее был составлен фиктивный акт приема-передачи данного экскаватора и «доверенность» от Оленева А.М. на вывоз техники из базы.
С целью придания правомерности «сделки», злоумышленники также составили несколько квитанций об оплате наличными средствами стоимости похищенного экскаватора, вновь подделав подписи в квитанциях от имени Оленева А.М. о приеме этих денег. Таким образом, абсолютно ВСЕ документы были подписаны от имени директора иным лицом. При этом весь период совершения хищения экскаватора Оленев А.М. находился в больнице на стационарном лечении, то есть документы были составлены в даты, когда директора физически не было на предприятии. Далее в течение еще года из базы ООО «Гренни» была похищена иная спецтехника стоимостью более 40 000 000 рублей.
Само собой разумеется, директор написал заявление в полицию по вышеуказанным фактам совершенных преступлений. Думаю, рассказывать нашим читателям о том, как полиция их «расследовала» - не надо, все уже и сами догадались. То есть никак. Более года проводилась проверка по заявлению Оленева А.М. Материал пересылался из одного подразделения в другое, очередные нелепые отказы в возбуждении уголовного дела отменялись и спустя некоторое время вновь выносились решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
При этом, в связи с неоднократными жалобами юристов фирмы в прокуратуру, полиция все-таки удосужилась провести почерковедческую экспертизу в рамках проверки по вышеуказанным документам и установила поддельность подписей, оставленных от имени Оленева А.М., во всех договорах, актах, квитанциях о получении денег и т.д. И даже после этого сотрудники правопорядка не увидели состава преступления (!). Думается, что здравомыслящий человек такому не поверит, однако, это реальность России в 21 веке.
То есть, несмотря на официальные результаты почерковедческих экспертиз, установивших фиктивность подписей директора, несмотря на то, что сам директор, в даты составления документов по «продаже» экскаватора на предприятии находился на стационарном лечении в больнице, а также принимая во внимание простой факт того, что новый псевдо-покупатель более двух лет с момента продажи даже не пытался снять с учета и поставить на учет «приобретенную технику», угнав ее в тайгу, сотрудники полиции г. Ангарска, глядя большими «честными» глазами, более года пытались убедить Оленева А.М. в том, что состав преступления отсутствует, а произошедшее является «гражданскими правоотношениями». При этом прокуратура г. Ангарска проверяла материалы проведенных проверок и признавала решения об отказах в возбуждении уголовного дела законными и обоснованными.
Весь период юристы предприятия постоянно обжаловали вынесенные полицией и прокуратурой решения, указывая на их абсолютную немотивированность и несоответствие установленным фактам. В конце концов, после очередного обжалования, в июле 2019 года следственные органы полиции возбудили уголовное дело по хищению имущества предприятия ООО «Гренни» на сумму 20 000 000 рублей. Данный ущерб был указан сразу в постановлении о возбуждении, то есть его размер под сомнение не ставился. Само собой разумеется, весь указанный период фирма терпела убытки, не могла осуществлять хоть какую-либо работу и выполнять заказы просто потому, что имущество было похищено, а правоохранительные органы бездействовали.
После возбуждения уголовного дела полиция спустя недолгое время нашла 4 единицы похищенной техники, в том числе экскаватор «ЛонгКинг». И тут опять начались «чудеса» современной правоохранительной системы. Следователь, ведущий расследование, обнаружив имущество потерпевшего, изъял его и передал в ПАО «Сбербанк» на хранение.
Уверены, что это произошло по просьбе самого банка. Свое решение следователь «обосновал» тем, что данная техника была куплена в кредит (лизинг), а значит ее нужно отдать кредитору. Юристы уголовного права должны были бы сейчас испытать когнитивный диссонанс, а из глаз должна была бы потечь кровь… Но не из глаз следователи полиции. Дело в том, что каждый первокурсник юридического университета достоверно знает, что обнаруженное и изъятое в ходе уголовного дела имущество потерпевшего является доказательством стороны обвинения и в Уголовно-процессуальном кодексе РФ четко прописана процедура хранения и место хранения таких доказательств.
Коммерческий банк не только не являлся и не является собственником похищенной техники, но даже не был и участником по уголовному делу, а значит никакого отношения к доказательствам по делу не имел и иметь не может. И вместо возврата похищенного имущества потерпевшему, как того требует закон, следователь, без каких-либо мотивировок, передает дорогостоящую технику куда-то на базу ПАО «Сбербанк». Доблестная прокуратура г. Ангарска вновь не увидела нарушений закона, ответив на очередную жалобу юристов очень просто – «следователь сделал все правильно». На требования привести нормы права, в соответствии с которыми коммерческий банк может являться держателем вещественных доказательств по уголовному делу, прокуратура г. Ангарска отвечает незамысловато – «мы так считаем, значит все законно».
В связи с таким длительным простоем, кредиторы фирмы подали на процедуру банкротства. В течении 2019-2020 гг. велся этап «наблюдения», когда деятельность организации еще можно было восстановить в случае возврата обнаруженной техники и начала работы предприятия. Но, реальность, увы, намного суровее, и до соблюдения закона, восстановления прав потерпевших и справедливости у нас никому нет дела.
В ходе расследования дела на поверхность всплыло еще несколько интересных фактов, касающихся деятельности ПАО «Сбербанк». Сотрудники банка, оказывается, в период после хищения экскаватора «Лонг Кинг», проводили, якобы, его осмотр на базе ООО «Гренни» в рамках проверки сохранности залогового имущества, и даже составили какой-то акт осмотра, указав, что техника на месте и с ней все в порядке. Было бы смешно, если не было бы так грустно. Этот акт был представлен в Арбитражный суд Иркутской области, рассматривавший банкротство фирмы, но через некоторое время был отозван. У ООО «Гренни» сохранились фотографии данных актов. И вновь полиция и прокуратура не видит никаких составов преступлений, никаких фальсификаций и нарушений законов.
Уголовное дело расследуется уже больше года, подозреваемые лица не установлены, имущество потерпевшему не возвращено, хотя доказательств, указывающих на причастность конкретных людей – просто отбавляй. Если учесть период с момента начала проверки, то прошло уже более 3 лет.
Обращения в службу безопасности ПАО «Сбербанк» с требованиями проведения внутренней проверки в отношении сотрудников, подделавших акты осмотров техники, удерживающих имущество потерпевшего, просто игнорируются, никаких ответов банк не дает.
Вместе с тем, такое поведение банка в недавнем времени стало вполне для нас объяснимым. В службе безопасности банка, рассматривавшим наши обращения и жалобы, работают бывшие сотрудники полиции г. Иркутска, очень хорошо знакомые и поддерживающие постоянную связь с действующими представителями правоохранительных органов. Более того, в один из дней при личном посещении отделения службы безопасности ПАО «Сбербанк» в г. Ангарске, представитель ООО «Гренни» стал очевидцем, как один из сотрудников банка по телефону разговаривал с оперативным служащим полиции по делу ООО «Гренни», и открыто сказал, что «местечко для него в банке уже подготовлено».
После этого стало очевидным, что ПАО «Сбербанк» является аффилированным, открыто и явно действует в интересах третьих лиц, игнорирует наши жалобы и требования закона с целью завладения дорогостоящей техникой потерпевшего. Ни юридически, ни фактически банк не имел и не имеет права удерживать имущество ООО «Гренни» на каком-либо этапе расследования уголовного дела, однако в действительности именно так и происходит. Очевидно, что выгодоприобретателем от происходящего беспредела могут быть только причастные к преступлению лица и конкретные сотрудники ПАО «Сбербанк», подделавшие документы осмотра техники.
В итоге, путем топорно совершенных хищений спецтехники с базы ООО «Гренни» и последующим незаконным вмешательством ПАО «Сбербанк», фирма была введена в банкротство, разорена, огромное количество людей потеряли работу, бюджет потерял серьезного налогоплательщика, а виновных лиц до сих пор нет.
В уме совершенно не укладывается, как такое может происходить в современном мире. Вся правоохранительная машина, содержащаяся на наши с вами налоги, все эти сотрудники и иные представители власти оказались совершенно неэффективными, а подчас и просто некомпетентными. ПАО «Сбербанк», фактически, «добил» организацию, просто блокировав ее деятельность путем захвата техники и подделки актов осмотров. И никому нет дела. «Расследование дела продолжается»…. вечно.