Театр Пилигримов имени Загурского, или Оптимизация по‑дячуковски
Ломать – не строить.
Русская пословица
В Красноярском крае запущена процедура перевода муниципального театра посёлка Мотыгино в ведение краевого Министерства культуры. То есть в ближайшее время в Красноярье станет одним краевым театром больше.
Не успела культурная общественность страны поаплодировать этой прекрасной новости, как из соседнего региона начала просачиваться информация, что там работают не на созидание, а на разрушение. Причём на разрушение, которое невозможно будет исправить, когда к руководству культурой придут более адекватные управленцы.
Дело в том, что Министерство культуры и архивов Иркутской области под предводительством исполняющего обязанности министра Руслана Дячука планирует сокращение числа театров путём ликвидации одного из самых самобытных коллективов областного центра.
Слухи о планах финансиста, который не так давно был рядовым начальником финансового управления и кресло министра греет исключительно из‑за отсутствия у губернатора других кандидатур, оптимизировать расходы путём присоединения Театра Пилигримов к Музыкальному театру имени Загурского поползли в первой половине ноября. Однако верилось в них с трудом. Не только потому, что никто не ожидал от Руслана Александровича активного вмешательства в культурные процессы, но и потому, что буквально 27 октября на Совете по культуре при президенте РФ председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин клеймил так называемых «оптимизаторов» на примере планируемого объединения Мирнинского театра с Якутским драматическим театром имени Пушкина, в ответ на что Владимир Путин назвал инициативу чиновников ошибочной и пообещал «переговорить с руководством республики».
Если господин Дячук не смотрел выступление Калягина на данном заседании, у него есть возможность сделать это сейчас:
Тем не менее 19 ноября в аккаунте Instagram и группе ВКонтакте Театра Пилигримов появилось официальное подтверждение планов Минкультуры под заголовком «Поглощение смерти подобно» и хэштегом «#ПилигримовНЕТ?». Для тех, кто не следит за происходящим, приведём основные тезисы обращения труппы театра и его художественного руководителя Константина Артамонова:
«Всё, что сейчас происходит – это форменным образом ликвидация театра».
«Нам непонятно, почему учредитель не видит и не желает видеть никакого другого способа, кроме уничтожения».
«Поскольку Министерство культуры и архивов Иркутской области пригласило меня работать над сохранением и развитием именно Театра Пилигримов, то я и намерен в дальнейшем работать с этим учреждением в той юридической форме и статусе, в которой я его принял и, безусловно, буду отстаивать его уникальную эстетику, методы подачи творчества, творческую и организационную автономность».
«Мы честны перед собой и окружающими, нам нечего скрывать и незачем врать. Руководство и труппа Театра Пилигримов выступает категорически против реорганизации нашего театра и присоединения его к любому другому учреждению культуры».
В том же обращении Пилигримы уточнили, что из общения с Министерством культуры им стало ясно, что «катализатором реакции» стала «устроенная недоброжелателями крысиная возня, кляузы, доносы и вбросы лживой информации».
Мы склонны согласиться с коллективом театра, поскольку серьёзных финансовых, и уж тем более творческих претензий к руководству Пилигримов быть не может.
Театр Пилигримов, собранный практически из руин, за один сезон выдал три полноценных премьеры, съездил на фестиваль в Санкт‑Петербург, выиграл грант Союза театральных деятелей России и стал единственным областным театром, сыгравшим на зрителя премьерный спектакль в условиях пандемии и таким образом отметивший 75‑летие Победы не онлайн-трансляцией, а живым спектаклем.
А ведь были ещё и общегородская акция «Хор Памяти» в День Победы 9 мая, и «Небо славян» на День России, и участие в акции #ПАРАДПОБЕДИТЕЛЕЙ, и онлайн‑сериал «Спасти камер‑юнкера Пушкина», и многое, многое другое.
Понятно, что склоки и грязь в подведомственном учреждении – это всегда неприятно для министерства. Но и.о. министра Дячук почему‑то решил погасить конфликт способом, который не устроил никого, включая вдову бывшего руководителя Театра Пилигримов Владимира Соколова, с подачи которой эти склоки (те самые кляузы и доносы) и начались.
«Друзья, что делать если театр все - таки "оптимизируют" путем слияния , например, с загурским? Вопрос задаю очень и очень не случайно. В середине октября документы на этот финт ушами были переданы местным минкультом в правительство области. Я пока не буду все говорить, кое что придержу в своих загашниках. Так и что делать то будем??? Может застрелиться в знак протеста???» – написала Римма Соколова на своей странице в Facebook (орфография и пунктуация поэтессы сохранены).
Не думаем, что Соколова готова взять на себя вину за происходящее, но не осознавать, что вливание Театра Пилигримов в состав другого театра приведёт к полному забвению его основателя, не может даже она.
Вряд ли «объединению» будут рады и в Музыкальном театре, где свою‑то труппу уже сажать некуда. Не говоря о том, что, как сказал Александр Калягин, «эти два театра ни в чём не объединены творчески», у них нет «ни общих художественных идей, ни общих устремлений».
Будь директор Мезенцева хоть немного прозорливее и независимее, она бы, конечно, не согласилась участвовать в подобной оптимизации и становиться, пусть и невольным, но всё же одним из разрушителей уникального театра. Но увы…
Молчат и другие деятели иркутской культуры, включая руководителей театров и музеев. Видимо, надеются, что «оптимизаторы» до них не дойдут. Напрасно, аппетит, как мы знаем, приходит во время еды, а удачный опыт развязывает руки.
25 ноября состоялась встреча Руслана Дячука, который, судя по всему, не ожидал столь активного сопротивления, с коллективом Театра Пилигримов. Как сообщили наши источники, театру, которому в следующем году исполнится 30 лет, дано две недели на разработку… экономического обоснования своей деятельности.
Мы, конечно, в отличие от и.о. министра культуры, не финансисты, но даже нам не нужно объяснять, что экономической выгоды нет и от более крупных театров, включая тот же Иркутский музыкальный. Именно поэтому они и государственные. Не лучше ли прислушаться к мнению зрителей, которые по совместительству являются жителями нашего региона (цитаты взяты из комментариев в аккаунте Instagram Театра Пилигримов):
ronzhinamargo: Всё наоптимизировали… только из «оптимизации» добра и лучшего исхода что‑то никто не видит!
oxytocin_oks: У каждого театра свой зритель. Своя атмосфера, уникальность, самобытность. Подобные объединения – дикарство какое‑то.
nina_ivanova_kr: Мельпомена! Помоги вам в вашей борьбе! Помоги сохранить Ваш самобытный, особенный театр!
elina77787: Как вас поддержать?!
is_marina: Это ужасно. Держитесь до последнего, ребята!
Как сказал великий Михаил Жванецкий, «в историю трудно войти, но легко вляпаться». Помните об этом, господа чиновники от культуры. Не стоит вписывать своё имя в историю родного края такими способами. Лучше переключитесь с разрушения на созидание, это и для крепкого сна, да и для общего здоровья полезнее.
Бабр будет внимательно следить за дальнейшим развитием событий.
Фото: vk.соm/teatrpiligrimovirkutsk