Новый мэр Норильска: на двух стульях?
Управленческая импотенция Александра Усса и его неспособность держать регион в сильном кулаке уберегли Норильск от неминуемого хозяйственного коллапса в лице Логинова. В северном городе завершилась долгоиграющая мэрская кампания, которая тянулась с осени 2020 года.
Депутаты Горсовета в ходе тайного голосования выбрали главой Норильска 39-летнего Дмитрия Карасёва, руководителя фракции «Единой России» в норильском Горсовете. За него проголосовал 31 депутат из 32 присутствующих на заседании. Редкое единодушие. Один голос достался Алексею Ситникову, начальнику правового управления мэрии Норильска.
Ну а Владислав Логинов, вице-мэра Красноярска, которого краевой центр решил отправить в ссылку в Норильск с миссией восстановить вертикаль власти, — тот не получил ни одного голоса. Потуги замгубернатора Сергея Пономаренко впарить местным депутатам «рыбку с душком» потерпели неудачу. Логинов проиграл вторую по счёту мэрскую гонку и, рискнём предположить, в Красноярске его может ждать силовое преследование. Состав для уголовного производства есть, и с избытком — был бы интерес со стороны компетентных органов.
За несколько дней до голосования в норильском Горсовете по Telegram-пространству поползли пересуды, что Александр Викторович улетел в Москву, где провёл встречу с генеральным директором «Норникеля» Владимиром Потаниным. Повесткой встречи должен был стать выбор компромиссного для обеих сторон главы Норильска и холодный мир в затянувшейся конфронтации. 21-22 января Усс действительно находился в Москве. Губернаторская пресс-служба отчитывалась о рабочих и сугубо формальных встречах, которые могли быть лишь прикрытием для встречи с самым главным визави. Состоялось ли «рандеву», можно только гадать.
Но сейчас мы имеем то, что имеем: цирк с навязываемым кандидатом Логиновым ожидаемо не нашёл зрителей-почитателей, а пост мэра Норильска занял выходец из «Норильского никеля». Северная корпорации сохранила заполярный город за собой, а в перспективе, как мы уже писали, господин Потанин не прочь обрести некогда потерянный контроль и над Красноярским краем. Потому что мало иметь своего мэра в моногороде — нужен свой губернатор, как было раньше. Восстановление статуса-кво на краевом уровне — вот чего будет добиваться «Норникель».
Перед голосованием в медиапространство был сделан вброс: мол, «Норникель» обязал подконтрольных депутатов фотографировать свой бюллетень, чтобы отчитаться перед металлургическими кураторами о правильности своего выбора. Ну, вполне себе верится в такое.
Обратимся к фигуре новоизбранного норильского мэра. Дмитрий Карасёв — уроженец Норильска. В 2007-2012 годах работал в дочернем предприятии «Норникеля» «Таймыргазе», а затем советником замдиректора заполярного филиала компании. В 2012 году ушёл в муниципальную службу, но первую скрипку не играл: работал помощником главы города, начальником управления делами горсовета. В 2017 году переметнулся в депутатство и возглавил фракцию «Единой России».
Интересно, что в ходе своего выступления перед депутатами Карасёв обозначил, что он намерен укреплять взаимодействие и с краевым центром, и «Норникелем». Пока сложно представить, каким образом новый градоначальник будет сидеть на всех стульях разом. Открыто конфликтовать с Серым домом не получится. Все помнят, при каких обстоятельствах ушёл с поста мэра Норильска Ринат Ахметчин. Не быть мэром-прислугой при «Норникеле» тоже не выйдет. Металлурги контролируют в городе чуть больше, чем всё.
На самом деле всё только начинается. И нам ещё только предстоит наблюдать за тем, как Дмитрий Карасёв будет лавировать между разными центрами силы. Или не будет.