«УКС города Иркутска» – виртуоз убыточных сделок
«УКС города Иркутска» медленно, но верно идёт к банкротству. Аудитор спрогнозировала финансовый крах на осень 2021 года. Причин плачевного состояния организации несколько, и мы продолжаем рассказывать о них.
АО «УКС города Иркутска» занимается строительством жилых домов и инфраструктуры в городе Иркутске. На строительном рынке компания уже более шестидесяти лет, занимает лидирующие позиции по вводу жилья в эксплуатацию. Единственным учредителем компании является администрация города Иркутска.
Независимый аудитор Оксана Козец проверила законность, целесообразность и эффективность финансово-хозяйственной деятельности АО «Управление капитального строительства города Иркутска» (ОГРН 1173850033565), а также его дочернюю организацию и правопредшественника. Этот самый отчёт попал в редакцию Бабра.
Мы уже писали про денежные махинации депутата городской думы Евгения Савченко, ведь, судя по отчёту, именно он привёл компанию в такое плачевное финансовое состояние. Советуем почитать для полноты картины.
«Крах неизбежен»: иркутское УКС на грани банкротства
Как депутат Савченко помог в банкротстве «УКС города Иркутска»
Сегодня речь пойдет об убыточных сделках. У АО «УКС города Иркутска» есть дочернее предприятие с похожим названием – ООО «Управление капитального строительства города Иркутска» (ОГРН 1113850038675). Для ясности необходимо сказать, что дочернее общество признается таковым, если основное (АО «УКС города Иркутска) имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом. В данном случае, наличие 100% доли АО «УКС города Иркутска» в уставном капитале ООО «УКС города Иркутска» позволяет не только определять решения дочерней организации, но ещё и вести всю финансово-хозяйственную деятельность только с разрешения основного общества. Иными словами, эти две организации функционируют под одним началом.
Итак, внимание аудитора в данном случае привлекла в основном Любовь Гришкевич, она управляла ООО «УКС города Иркутска» до 19 августа 2019 года. За время своей работы она успела расщедриться на 9 сомнительных сделок за счëт предприятия и, судя по всему, делала это с одобрения вышестоящего начальства (читай – Евгения Савченко и далее по списку). Позднее гендиректором стал Сергей Григорьев и успел провести только одну убыточную сделку в рамках расчетного периода. Перейдем к делу.
ООО «УКС города Иркутска» в период с 2015 по 2019 года совершило 10 сделок купли-продажи недвижимости, которые вместо прибыли принесли убытки. Так, в июне 2019 года ООО «УКС города Иркутска» в лице генерального директора Любови Гришкевич заключила договор купли-продажи нежилого помещения по улице Муравьева общей площадью 118,6 кв. метра. По договору цена помещения составила 2 200 000 рублей с НДС. При этом стоимость помещения согласно данным бухгалтерского учёта совсем другая – З 304 966 рублей без НДС. Разница в цене составила 1 471 633 рубля с учётом НДС. То есть недвижимость была продана в полтора раза дешевле, чем того требовал закон.
За несколько месяцев до этого, в апреле 2019 года, ООО «УКС города Иркутска» при том же гендиректоре заключило подобный договор купли-продажи нежилого помещения. Цена объекта по договору составила 2 330 405 рублей с НДС. А по данным бухгалтерского учёта стоимость помещения была почти на миллион выше и составила З 132 227 рублей без НДС. Соответственно, объект был продан по цене ниже себестоимости. Таким образом, ущерб от сделки купли-продажи для общества составляет 1 190 222 рубля.
Это всего два примера, по остальным сделкам суммы ущерба схожие. Всего за 2018-2019 годы гендиректором Любовью Гришковец от имени ООО «УКС города Иркутска» было совершено 9 сделок с недвижимостью по ценам, не соответствующим рыночным условиям и обычаям делового оборота. Эти сделки причинили материальный ущерб обществу в сумме не менее 7 668 000 рублей.
Во время правления Сергея Григорьева в 2019 году был заключён ещё один договор купли-продажи по уже знакомой схеме, который принес ущерб обществу в размере 924 172 рублей.
Закономерно, что АО «УКС города Иркутска» вслед за своей «дочкой» начало промышлять такими же сделками. Правда, в данном случае недвижимость продавалась не только физическим, но и юридическим лицам. Там финансовые несовпадения были выше.
Самой значимой стала сделка в июле 2019 года, тогда одно из нежилых помещений продали дешевле балансовой стоимости на 4 422 446 рублей. В общей сложности за 2018-2019 годы между АО «УКС города Иркутска» и ее контрагентами было заключено 8 убыточных сделок. Все они принесли ущерб организации в размере 22 899 000 рублей. Прибавьте к этому ещё вероятно отмытые деньги от дочерней ООО «УКС города Иркутска» и получается уже 33 миллиона.
Но на этом щедрость АО не закончилась. Общество сдавало в аренду недвижимость по цене, значительно уступающей рыночную. К примеру, в 2017 году при директорстве Евгения Савченко компания сдала в аренду офис на Сухэ-Батора всего за 350 рублей/кв.метр, тогда как рыночная стоимость аналогичных помещений в этом районе составляла 800 рублей/кв.метр. Щедрость компании и правда не знает границ, только вот эта самая щедрость с пометкой «для своих».
Несмотря на расточительство и кризисное состояние организации, руководство бездействовало и продолжает бездействовать, высасывая последние соки из изначально перспективного предприятия. Кроме всего прочего, нужно обратить внимание на то, что в анализе деятельности ООО «УКС Иркутска» отражен бюджет компании на 2020-2021 год. Бюджет, однако, с большим дефицитом. Он составляет 300 миллионов рублей. Окончание финансово-хозяйственной деятельности, по расчету руководства, запланировано в сентябре 2021 года, следует из документов проверки.
То есть, мало того, что руководство предприятия – мы в первую очередь говорим о господине Савченко – не предпринимало и не предпринимает никаких внятных попыток выйти из затяжного кризиса, а только усугубляет положение, так и с банкротством смирилось. Есть все основания полагать, что это было запланировано заранее с согласия учредителя в виде администрации города Иркутска. Кроме этого, вопрос с выводом 92,4 миллиона рублей через подставную компанию все ещё открыт. За это кто-нибудь ответит или перед законом равны не все?